II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I.

Правила по сольфеджио для 1 класса

Сольфеджио – пение по нотам.

Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают музыкальные и немузыкальные (шумовые).

Музыкальные звуки – те, которые можно спеть или сыграть.

Названия звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Регистр – часть диапазона. (Диапазон – весь объем звучания). Бывает высокий, средний, низкий.

Метр – ровные шаги в музыке.

Ритм – длинные и короткие звуки в музыке. Длинные – четвертные ноты, короткие – восьмые.

Нота – знак, при помощи которого записывается звук.

Нотный стан, или нотоносец – пять линеек, на которых записываются ноты. Линейки считают снизу вверх.

Октава – группа звуков от «до» до следующего «до». Название октав фортепиано (снизу вверх): субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава…

Скрипичный ключ – ключ соль – закрепляет ноту соль первой октавы за второй линейкой нотного стана.

Попевка для запоминания записи нот:

Ми.соль,си, ре, фа на линеечках сидят.

Ре, фа, ля, до, ми все в окошечки глядят.

На добавочной линейке

Нота до как на скамейке.

Длительности и счет:

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru

Восьмая (короткий звук) – ти-ти

Четвертная (длинный звук) та

Половинная -та-а

Целая - та-а-а-а

Штиль – палочка у ноты.

Флажок – хвостик у восьмой.

Ребро – перекладина, соединяющая восьмые.

Размер – счет в музыке. В размере две четверти – две доли. Первая доля сильная, вторая доля слабая.

Счет – раз-и, два-и.

Такт – отрезок мелодии от сильной доли до сильной. Тактовая черта ставится перед сильной долей.

Дирижирование– показ размера при помощи жеста.

Схема дирижирования в размере две четверти, три четверти, четыре четверти.

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru

Полутон – самое близкое расстояние между двумя звуками.

Тон – два полутона.

Диез II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru – знак повышения на полутон.

Бемоль II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru – знак понижения на полутон.

Бекар II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru – знак отмены диеза и бемоля.

Лад – это семья звуков. Мажор – светлый лад, минор – темный лад.

В ладу 7 ступеней.

Звукоряд– звуки по порядку.

Гамма – звукоряд от тоники до тоники.

Тетрахорд – 4 звука гаммы.

Тоника – главная ступень лада (I).

I – III – V ступени - устойчивые. Они образуют трезвучие.

II – VII – вводные звуки. Они вводят в тонику.

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I.

Разрешение неустойчивых - это переход неустойчивых ступеней в устойчивые.

В гамме До мажор тоника – нота до. Нет ключевых знаков.

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru

Аккорд – созвучие из трех и более звуков.

Трезвучие – это аккорд, который состоит из трех звуков.

Строение мажорной гаммы – 2 тона-полутон-3 тона-полутон.

В гамме Соль мажор тоника – нота соль. Есть ключевой знак – фа-диез.

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru

Опевание– окружение звука двумя соседними.

Реприза– знак повторения.

Вольта – два окончания мелодии.

Басовый ключ – ключ фа. Закрепляет ноту фа малой октавы за 4 линейкой.

Затакт – неполный такт.

В размере три четверти – три доли. Схема дирижирования. См выше.

Половинная с точкой. Точка прибавляет к ноте половину её длительности.

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru

В размере четыре четверти - четыре доли. Схема дирижирования. См выше.

Целая нота счет раз-и, два-и, три-и, четыре-и.

Пауза – знак молчания. Счет паузы такой же как у ноты. Четвертная пауза II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru счет раз и.

Тональность – высота лада.

Транспонирование – перенос мелодии в другую тональность.

В гамме (тональности) фа мажор тоника – нота фа. При ключе – си-бемоль.

II – IV – VI –VII – неустойчивые ступени. Они разрешаются в устойчивые. II в I, IV в III, VI в V, VII в I. - student2.ru

В гамме (тональности) ре мажор тоника – нота ре. При ключе фа-диез, до-диез.

Интервал – расстояние между двумя звуками.

Название интервалов: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

Наши рекомендации