Методологическая база библиотековедения
Под методологией библиотековедения понимается система наиболее общих, исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. В соответствии с этим широким определением более конкретно это: 1) мировая философия, обращенная к процессу познания; 2) наука логика; 3) специфические для библиотековедения законы и принципы.Все это вместе взятое представляет собой своего рода свод правил, норм, которыми должен руководствоваться всякий теоретик и практик библиотечного дела при решении различного рода нестандартных проблем. Иначе говоря, в своей деятельности он должен опираться не только на профессиональные библиотечные знания, но и на осведомленность в таких основаниях познания библиотечного дела, как философские, логические, собственно библиотековедческие, что составляет общую и частную методологию библиотековедения.
Важнейшее место в общей методологии библиотековедения принадлежит философии – той форме духовной деятельности, которая направлена на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека, на выяснение основных, наиболее общих законов природы, общества и мышления.
Основополагающее значение для библиотековедения в методологическом смысле имеют важнейшие законы и принципы диалектики, философские категории: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количества в качество; 3) отрицание отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением – гласит, что нет противоположностей без их единства и нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет внутренний источник всякого движения, позволяя понять движение как самодвижение.Закон этот полностью распространяется на область библиотечной теории и практики. Так, например, в некотором отношении библиотечная наука и библиотечная практика представляют собой единство. Достаточно сказать, что без библиотечной практики, т.е. без библиотечного дела, не было бы и библиотечной науки, т.е. библиотековедения. В то же время без библиотековедения не было бы возможно и библиотечное дело в том виде, в каком мы его сегодня наблюдаем.
Закон перехода количества в качество. С точки зрения данного закона, развитие библиотековедения, как и любой науки, есть сравнительно медленный, не всегда заметный процесс качественных изменений, происходящий в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества явлений и предметов. К примеру, нарастание числа библиотек древности обусловило необходимость возникновения библиотековедческой мысли – предыстории библиотековедения.
Закон отрицания отрицания говорит о преемственности, спиралевидности развития, связи нового со старым, своего рода повторяемости на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Все прошлое, настоящее и будущее библиотековедения есть, с точки зрения закона отрицания отрицания, развитие по триаде Г.В.Ф. Гегеля: тезис – антитезис – синтез. Современный этап отечественного библиотековедения представляет собой до известной степени не что иное, как антитезис по отношению к тезису, т.е. к тому, что представляло собой отечественное библиотековедение в период примерно с 1917 по 1990 г.