По коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
у учащихся 3-го класса
Фонетико-фонематическая тема: слоговой анализ и синтез слов со стечением согласных.
Лексическая тема: природа Африки.
Грамматическая тема: образование существительных суффиксальным способом (-онок, -ёнок).
Задачи:
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;
- развитие слогового анализа и синтеза на материале слов со стечением согласных;
- закрепление знаний школьников о слоге, его структуре;
- совершенствование фонематического анализа и синтеза слов;
- обогащение и актуализация словаря по лексической теме «Природа Африки»;
- совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование имен существительных суффиксальным способом;
- развитие у детей е аналитико-синтетической деятельности в целом, логического мышления, операций классификации и обобщения, а также анализа и синтеза как умственных действий;
- выработка организованного поведения на занятии, совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;
- нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности к культуре других народов и интереса к учебной деятельности в целом.
Оборудование:рабочие тетради
предметные картинки с изображением африканских животных
карточки со слогами
карточки с «заколдованными» словами (с пропущенными и
лишними слогами)
набор карточек с изображением четырёх предметов
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Ребята, сейчас первыми сядут те, у кого в полном имени слышится один гласный [А]. Теперь те, в чьём имени два гласных [А]. А теперь сядут те дети, у кого в имени такого звука нет. А сейчас сядут все оставшиеся. Сели ровно, расправили плечи, положили руки на стол.
II.Сообщение темы занятия
- Сегодня мы отправимся в кругосветное путешествие! Но прежде, чем я назову то место, куда мы будем держать путь, прослушайте стихотворение:
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Полосатые лошадки
Тоже в той стране живут,
Там зеленую зубатку
Аллигатором зовут.
Попугаев много-много,
Самый главный - Какаду.
Вы прослушали отрывок,
Назовите мне страну!?
- … Африка!
- Правильно! Сегодня мы посетим самый жаркий и второй по величине континент – Африку.
- Запишите в своих рабочих тетрадях «Африка».
- Давайте вспомним, какие бывают звуки?
- Назовите, сколько в слове «Африка» гласных звуков? Сколько согласных? Назовите общее количество звуков в этом слове
- (гласные и согласные; 3 гласных, 3 согласных; всего 6 звуков).
- Что образуют гласные и согласные звуки, когда они соединяются? А что образуют слоги?
- (слоги; слова).
- Назовите правило, по которому мы определяем количество слогов в слове.
- (сколько в слове гласных - столько и слогов).
- Слоги живут в вагончиках. В этих вагончиках двери могут быть открыты, и тогда эти слоги называются ... (открытые), и закрыты … (закрытые).
- Иногда согласные звуки в вагончиках могут сталкиваться. Такое столкновение происходит и в слове «Африка». Первый вагончик в этом слове с закрытой дверью. Значит этот первый слог …? Второй слог?
- (… закрытый; открытый).
- Столкновение первого закрытого со вторым открытым вагончиком привело к «аварии», которую мы называем «стечение согласных». Такие «аварии» – стечения – могут быть в середине, в конце и даже в начале слов, когда слог состоит из нескольких согласных звуков. Сегодня в Африке мы познакомимся с такими словами.
Собираем чемоданы и готовимся в полет
Ждут нас сказочные страны
Африканский мир красот!
III.Тренировочные упражнения на усвоение детьми материала по теме занятия
а) тренировочные упражнения на развитие навыков слогового анализа
1) - Растительность тропических лесов разнообразна, пустынь, наоборот, скудна. Во многих пустынных областях растительный покров вообще отсутствует. На доске записаны слова – названия растений, которые растут в африканских тропических лесах и пустынях.
- Прочтите слово, деля его на слоги. Постарайтесь верно, поочерёдно, по одному слову с доски прочесть слова по слогам, выделяя голосом каждый отдельный слог.
- Среди этих слов назовите слова со стечением согласных.
- Запишите в тетради слова только со стечением согласных. Разделите их на слоги.
- А теперь подчеркните в них гласные. Назовите их.
Слова: кактус, пальма, бамбук, баобаб, алоэ, акация, инжир, финик, банан, кокос, манго, арбуз, росянка, просо, полынь, плющ, папоротник.
2) - На доске я разместила картинки с изображением африканских животных. Рассмотрите и по возможности каждый, последовательно, назовите их.
- Какие животные вам совсем не знакомы?
- Определите, сколько слогов в этих словах. Запишите слова в три колонки: в первую – состоящие из одного слога, во вторую – из двух, в третью – трехсложные слова.
Предметные картинки: зебра, буйвол, дикобраз, лягушка, шимпанзе, горилла, тигр, гепард, леопард, слон, крокодил.
3) - А сейчас мы разложим эти картинки в три ряда: в первый – с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – слова, в которых по счету ударный третий слог. Каждый из вас будет поочередно выходить к доске, брать карточку с понравившимся животным и класть ее в определенный ряд.
б) тренировочные упражнения на развитие навыков слогового синтеза
1) - На ваших столах лежат конверты. В них таинственные письмена – слова, зашифрованные древними африканскими племенами. Прочитайте слоги, записанные на карточках и составьте слова.
Карточки со слогами: ка, ут; ист, а; ус, стра; лин, пав; ля, цап; ра, вль, жу; трос, аль, ба; мин, го, фла; точ, ка, лас; ку, шка, ку; рец, скво; шун, кор; вят, ник, стер.
- Как получившиеся слова можно назвать одним словом?
- (птицы).
- Правильно, ребята, это все птицы, обитающие в Африке. Многие из них вам хорошо знакомы. Потому что кроме постоянно обитающих там видов, на зиму в Африку прилетает огромное количество птиц из нашей страны.
IV.Динамическая пауза
- Мы продолжаем наше путешествие и знакомство с Африкой. Сейчас я предлагаю вам прогуляться по просторам этой страны. Для этого встаньте из-за парт, шагайте с движениями, которые я буду показывать и повторяйте вслед за мной хорошо знакомую песенку:
Если долго, долго, долго, Шагают с высоким подниманием бедра.
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке, Идут с подскоками.
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно, Шагают с высоким подниманием бедра и
То, наверно-верно-верно, кивают головой.
То, возможно-можно-можно, Пошевеливают плечами.
Можно в Африку прийти. Топают ногой.
А-а, в Африке реки Шагают с высоким подниманием бедра и
Вот такой ширины. широко разводят руки в стороны.
А-а, в Африке горы Идут с подскоками и тянутся как можно
Вот такой вышины. выше поднятыми руками к потолку.
А-а, крокодилы, бегемоты, Прыгают на месте, имитируя соответствую-
А-а, обезьяны, кашалоты, щих животных.
А-а, и зелёный попугай,
А-а, и зелёный попугай.
V. Тренировочные упражнения на закрепление усвоенных навыков
а) тренировочные упражнения на закрепление навыков слогового анализа и синтеза
1) - Ни одно наше с вами путешествие не обходится без загадок. Вот и сегодня нам придётся с вами столкнуться с магией. Знаете ли вы, кто такой «шаман»? Шаман – это человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами. Шаман подготовил для вас испытания. Вот первое из них. Сейчас мы прогуляемся по африканским джунглям и познакомимся с другими его обитателями. Я буду читать загадки в стихах, а вы ответы на них проговаривайте громко и чётко по слогам.
Львица притаилась рядом
С очень полосатым стадом,
Чтобы пообедать первой
Ей попавшей в лапы … … зеб-рой.
Зебры очень испугались
И от страха вдаль умчались.
В панике им вслед галопом
Поскакали … … ан-ти-ло-пы.
Антилопы всех боятся,
Кто царапать и кусаться
Любит. Но войдя в азарт,
В миг догонит их … … ге-пард.
А шакал в саванне рыщет,
И он все-таки отыщет,
Где, клюв в жертву запустив,
Падалью пирует … … гриф.
Бегемоты любят мыться,
Травку есть, в воде резвиться.
Но зарылся рядом в ил
Злой кусачий … … кро-ко-дил.
Крокодил у водопоя
Не дает зверям покоя.
И гордится очень он,
Что его боится … … слон.
А с хамелеоном рядом,
Всех пугая страшным взглядом,
Прошуршала вдоль ручья
Ядовитая … … зме-я.
На змею здесь есть управа.
Вот шагает влево-вправо
Птица, названная встарь,
За походку … … се-кре-тарь.
Под акацией сидим
И по сторонам глядим.
Не видать нигде людей -
Начался сезон … … дож-дей.
2) - Шаман решил усложнить ситуацию и оставил на карточках «заколдованные» слова, которые нужно «расколдовать», вставив в них пропущенные слоги.
- Запишите получившиеся слова в тетрадь.
Потерялся слог куда-то.
Изменилось слово - ждёт.
Может, слог найдут ребята,
Кто же слово нам спасёт?
Слова: пу…ня, …тров, ан…лопа, …блюд, …ведь, мар…шка, сус…, пан…ра, …бра, скор…он, гип…потам.
3) - А в этих «заколдованных» словах шаман нарочно допустил ошибки: он вставил лишние слоги. Прочтите и запишите слова правильно, отставив лишний слог. Подсказка: многие из слов уже могли встречаться вам во время урока.
Слова: папороротник, водроросли, гиппопотамтам, дикобрабраз, клорокодил, антилтилопа, верлоблюд, буйловол, леопрапард, шимзапанзе, голорилла, жувруравль.
- Какие слова получились? Прочитайте каждый по одному «расколдованному слову».
- Какие слоги были лишние: открытые, закрытые или со стечением согласных? Назовите их.
- Сколько всего слогов в вами исправленных словах?
б) тренировочные упражнения на закрепление навыков аналитико-синтетической деятельности
1) - Вот шаман подготовил задание для любознательных. Он зашифровал три слова – название крупнейшей на Земле пустыни; крупнейшая река в центральной Африке; величайший архитектурный памятник Древнего Египта.
- Я сейчас буду называть слова. Выделите в словах те слоги, номера которых я назову и соедините их чтобы получилось слово:
1. 2-ой слог в слове «крыса», 4-ый в слове «черепаха», 3-ий
в слове «пантера»; … Сахара.
2. 2-ой слог в слове «дракон», 3-ий в слове «фламинго»; … Конго.
3. 2-ой слог в слове «скорпион», 2-ой в слове «зебра», 2-ой в
слове «термиты», 3-ий в слове «верблюды». … пирамиды.
2) - На доске шаман оставил «наскальные» изображения. В каждой группе картинок одна из них является лишней. Внимательно посмотрите на картинки и определите, какие предметы и почему являются лишними.
Группы слов:
инжир, манго, мандарин, кактус;
дикобраз, страус, журавль, павлин;
крокодил, стервятник, леопард, буйвол;
тигр, гепард, антилопа, пантера.
VI. Тренировочные упражнения на обобщение изученного
- На доске записаны слова. Образуйте от них при помощи суффиксов как можно больше новых слов. Запишите, какие слова у вас получились.
- Выделите в них суффиксы.
- Разделите слова на слоги, а в скобках, рядом, укажите общее количество слогов в словах.
- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справились с этой работой ваши соседи по парте.
Слова:
Образец: слон – слониха – слонёнок
волк –
тигр –
медведь –
страус –
VII. Итог занятия
- Вот наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы побывали на самом жарком материке под названием…
- (… Африка).
- С какими новыми животными и растениями вы познакомились впервые?
- Что вас удивило?
- Что вам больше всего понравилось?
- Чего вы раньше не знали?
- Всем спасибо! До свидания, ребята!