По коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

у учащихся 3-го класса

Фонетико-фонематическая тема: слоговой анализ и синтез слов со стечением согласных.

Лексическая тема: природа Африки.

Грамматическая тема: образование существительных суффиксальным способом (-онок, -ёнок).

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;

- развитие слогового анализа и синтеза на материале слов со стечением согласных;

- закрепление знаний школьников о слоге, его структуре;

- совершенствование фонематического анализа и синтеза слов;

- обогащение и актуализация словаря по лексической теме «Природа Африки»;

- совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование имен существительных суффиксальным способом;

- развитие у детей е аналитико-синтетической деятельности в целом, логического мышления, операций классификации и обобщения, а также анализа и синтеза как умственных действий;

- выработка организованного поведения на занятии, совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности к культуре других народов и интереса к учебной деятельности в целом.

Оборудование:рабочие тетради

предметные картинки с изображением африканских животных

карточки со слогами

карточки с «заколдованными» словами (с пропущенными и

лишними слогами)

набор карточек с изображением четырёх предметов

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Ребята, сейчас первыми сядут те, у кого в полном имени слышится один гласный [А]. Теперь те, в чьём имени два гласных [А]. А теперь сядут те дети, у кого в имени такого звука нет. А сейчас сядут все оставшиеся. Сели ровно, расправили плечи, положили руки на стол.

II.Сообщение темы занятия

- Сегодня мы отправимся в кругосветное путешествие! Но прежде, чем я назову то место, куда мы будем держать путь, прослушайте стихотворение:

Где-то в джунглях, на лианах,

Где-то с южной стороны

Обитают обезьяны,

И жирафы, и слоны.

Где в речушке серебристой

Бегемоты сладко спят,

Разрисованные птицы

Цветом радуги летят.

Полосатые лошадки

Тоже в той стране живут,

Там зеленую зубатку

Аллигатором зовут.

Попугаев много-много,

Самый главный - Какаду.

Вы прослушали отрывок,

Назовите мне страну!?

- … Африка!

- Правильно! Сегодня мы посетим самый жаркий и второй по величине континент – Африку.

- Запишите в своих рабочих тетрадях «Африка».

- Давайте вспомним, какие бывают звуки?

- Назовите, сколько в слове «Африка» гласных звуков? Сколько согласных? Назовите общее количество звуков в этом слове

- (гласные и согласные; 3 гласных, 3 согласных; всего 6 звуков).

- Что образуют гласные и согласные звуки, когда они соединяются? А что образуют слоги?

- (слоги; слова).

- Назовите правило, по которому мы определяем количество слогов в слове.

- (сколько в слове гласных - столько и слогов).

- Слоги живут в вагончиках. В этих вагончиках двери могут быть открыты, и тогда эти слоги называются ... (открытые), и закрыты … (закрытые).

- Иногда согласные звуки в вагончиках могут сталкиваться. Такое столкновение происходит и в слове «Африка». Первый вагончик в этом слове с закрытой дверью. Значит этот первый слог …? Второй слог?

- (… закрытый; открытый).

- Столкновение первого закрытого со вторым открытым вагончиком привело к «аварии», которую мы называем «стечение согласных». Такие «аварии» – стечения – могут быть в середине, в конце и даже в начале слов, когда слог состоит из нескольких согласных звуков. Сегодня в Африке мы познакомимся с такими словами.

Собираем чемоданы и готовимся в полет

Ждут нас сказочные страны

Африканский мир красот!

III.Тренировочные упражнения на усвоение детьми материала по теме занятия

а) тренировочные упражнения на развитие навыков слогового анализа

1) - Растительность тропических лесов разнообразна, пустынь, наоборот, скудна. Во многих пустынных областях растительный покров вообще отсутствует. На доске записаны слова – названия растений, которые растут в африканских тропических лесах и пустынях.

- Прочтите слово, деля его на слоги. Постарайтесь верно, поочерёдно, по одному слову с доски прочесть слова по слогам, выделяя голосом каждый отдельный слог.

- Среди этих слов назовите слова со стечением согласных.

- Запишите в тетради слова только со стечением согласных. Разделите их на слоги.

- А теперь подчеркните в них гласные. Назовите их.

Слова: кактус, пальма, бамбук, баобаб, алоэ, акация, инжир, финик, банан, кокос, манго, арбуз, росянка, просо, полынь, плющ, папоротник.

2) - На доске я разместила картинки с изображением африканских животных. Рассмотрите и по возможности каждый, последовательно, назовите их.

- Какие животные вам совсем не знакомы?

- Определите, сколько слогов в этих словах. Запишите слова в три колонки: в первую – состоящие из одного слога, во вторую – из двух, в третью – трехсложные слова.

Предметные картинки: зебра, буйвол, дикобраз, лягушка, шимпанзе, горилла, тигр, гепард, леопард, слон, крокодил.

3) - А сейчас мы разложим эти картинки в три ряда: в первый – с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – слова, в которых по счету ударный третий слог. Каждый из вас будет поочередно выходить к доске, брать карточку с понравившимся животным и класть ее в определенный ряд.

б) тренировочные упражнения на развитие навыков слогового синтеза

1) - На ваших столах лежат конверты. В них таинственные письмена – слова, зашифрованные древними африканскими племенами. Прочитайте слоги, записанные на карточках и составьте слова.

Карточки со слогами: ка, ут; ист, а; ус, стра; лин, пав; ля, цап; ра, вль, жу; трос, аль, ба; мин, го, фла; точ, ка, лас; ку, шка, ку; рец, скво; шун, кор; вят, ник, стер.

- Как получившиеся слова можно назвать одним словом?

- (птицы).

- Правильно, ребята, это все птицы, обитающие в Африке. Многие из них вам хорошо знакомы. Потому что кроме постоянно обитающих там видов, на зиму в Африку прилетает огромное количество птиц из нашей страны.

IV.Динамическая пауза

- Мы продолжаем наше путешествие и знакомство с Африкой. Сейчас я предлагаю вам прогуляться по просторам этой страны. Для этого встаньте из-за парт, шагайте с движениями, которые я буду показывать и повторяйте вслед за мной хорошо знакомую песенку:

Если долго, долго, долго, Шагают с высоким подниманием бедра.

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке, Идут с подскоками.

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно, Шагают с высоким подниманием бедра и

То, наверно-верно-верно, кивают головой.

То, возможно-можно-можно, Пошевеливают плечами.

Можно в Африку прийти. Топают ногой.

А-а, в Африке реки Шагают с высоким подниманием бедра и

Вот такой ширины. широко разводят руки в стороны.

А-а, в Африке горы Идут с подскоками и тянутся как можно

Вот такой вышины. выше поднятыми руками к потолку.

А-а, крокодилы, бегемоты, Прыгают на месте, имитируя соответствую-

А-а, обезьяны, кашалоты, щих животных.

А-а, и зелёный попугай,

А-а, и зелёный попугай.

V. Тренировочные упражнения на закрепление усвоенных навыков

а) тренировочные упражнения на закрепление навыков слогового анализа и синтеза

1) - Ни одно наше с вами путешествие не обходится без загадок. Вот и сегодня нам придётся с вами столкнуться с магией. Знаете ли вы, кто такой «шаман»? Шаман – это человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами. Шаман подготовил для вас испытания. Вот первое из них. Сейчас мы прогуляемся по африканским джунглям и познакомимся с другими его обитателями. Я буду читать загадки в стихах, а вы ответы на них проговаривайте громко и чётко по слогам.

Львица притаилась рядом

С очень полосатым стадом,

Чтобы пообедать первой

Ей попавшей в лапы … … зеб-рой.

Зебры очень испугались

И от страха вдаль умчались.

В панике им вслед галопом

Поскакали … … ан-ти-ло-пы.

Антилопы всех боятся,

Кто царапать и кусаться

Любит. Но войдя в азарт,

В миг догонит их … … ге-пард.

А шакал в саванне рыщет,

И он все-таки отыщет,

Где, клюв в жертву запустив,

Падалью пирует … … гриф.

Бегемоты любят мыться,

Травку есть, в воде резвиться.

Но зарылся рядом в ил

Злой кусачий … … кро-ко-дил.

Крокодил у водопоя

Не дает зверям покоя.

И гордится очень он,

Что его боится … … слон.

А с хамелеоном рядом,

Всех пугая страшным взглядом,

Прошуршала вдоль ручья

Ядовитая … … зме-я.

На змею здесь есть управа.

Вот шагает влево-вправо

Птица, названная встарь,

За походку … … се-кре-тарь.

Под акацией сидим

И по сторонам глядим.

Не видать нигде людей -

Начался сезон … … дож-дей.

2) - Шаман решил усложнить ситуацию и оставил на карточках «заколдованные» слова, которые нужно «расколдовать», вставив в них пропущенные слоги.

- Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Потерялся слог куда-то.

Изменилось слово - ждёт.

Может, слог найдут ребята,

Кто же слово нам спасёт?

Слова: пу…ня, …тров, ан…лопа, …блюд, …ведь, мар…шка, сус…, пан…ра, …бра, скор…он, гип…потам.

3) - А в этих «заколдованных» словах шаман нарочно допустил ошибки: он вставил лишние слоги. Прочтите и запишите слова правильно, отставив лишний слог. Подсказка: многие из слов уже могли встречаться вам во время урока.

Слова: папороротник, водроросли, гиппопотамтам, дикобрабраз, клорокодил, антилтилопа, верлоблюд, буйловол, леопрапард, шимзапанзе, голорилла, жувруравль.

- Какие слова получились? Прочитайте каждый по одному «расколдованному слову».

- Какие слоги были лишние: открытые, закрытые или со стечением согласных? Назовите их.

- Сколько всего слогов в вами исправленных словах?

б) тренировочные упражнения на закрепление навыков аналитико-синтетической деятельности

1) - Вот шаман подготовил задание для любознательных. Он зашифровал три слова – название крупнейшей на Земле пустыни; крупнейшая река в центральной Африке; величайший архитектурный памятник Древнего Египта.

- Я сейчас буду называть слова. Выделите в словах те слоги, номера которых я назову и соедините их чтобы получилось слово:

1. 2-ой слог в слове «крыса», 4-ый в слове «черепаха», 3-ий

в слове «пантера»; … Сахара.

2. 2-ой слог в слове «дракон», 3-ий в слове «фламинго»; … Конго.

3. 2-ой слог в слове «скорпион», 2-ой в слове «зебра», 2-ой в

слове «термиты», 3-ий в слове «верблюды». … пирамиды.

2) - На доске шаман оставил «наскальные» изображения. В каждой группе картинок одна из них является лишней. Внимательно посмотрите на картинки и определите, какие предметы и почему являются лишними.

Группы слов:

инжир, манго, мандарин, кактус;

дикобраз, страус, журавль, павлин;

крокодил, стервятник, леопард, буйвол;

тигр, гепард, антилопа, пантера.

VI. Тренировочные упражнения на обобщение изученного

- На доске записаны слова. Образуйте от них при помощи суффиксов как можно больше новых слов. Запишите, какие слова у вас получились.

- Выделите в них суффиксы.

- Разделите слова на слоги, а в скобках, рядом, укажите общее количество слогов в словах.

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справились с этой работой ваши соседи по парте.

Слова:

Образец: слон – слониха – слонёнок

волк –

тигр –

медведь –

страус –

VII. Итог занятия

- Вот наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы побывали на самом жарком материке под названием…

- (… Африка).

- С какими новыми животными и растениями вы познакомились впервые?

- Что вас удивило?

- Что вам больше всего понравилось?

- Чего вы раньше не знали?

- Всем спасибо! До свидания, ребята!

Наши рекомендации