Тема 19. тенденции развития производственной

ИНФРАСТРУКТУРЫ

В современных условиях повышенные требования к обслуживанию производства предъявляются вследствие перехода предприятий на новые экономические условия, отличительной чертой которых является экономия производственных ресурсов. Это диктует увеличение непрерывности производственных процессов, конструктивное и технологическое совершенствование выпускаемой продукции, улучшение использования основных фондов и оборотных средств. Поэтому специализация функций обслуживаниядолжна играть особую роль в организации инфраструктуры предприятия.

Концентрация производстваинструмента и технологической оснастки на основе крупных инструментальных цехов, а также создание специальных служб обслуживания ремонтными работами, подъемно–транспортными, служб снабжения и сбыта продукции, несомненно, повысит значимость и эффективность инфраструктуры производства.

В настоящее время вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства в рамках одного предприятия могут получить все возможности для функционирования в полном объеме. Однако, это довольно дорогостоящие и трудоемкие работы. Сложность еще заключается в том, что хозяйства инфраструктуры вынуждены производить для собственного потребления в неспециализированных условия инструменты, технологическую оснастку, выполнять все виды ремонтных работ, в том числе и капитальный, изготавливать сменные узлы и детали. Материальные затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих хозяйств такого масштаба могут быть в несколько раз выше, чем на выполнение аналогичных работ специализированными организациями.

Решить проблему снижения расходов на содержание и эксплуатацию служб инфраструктуры можно размещением заказов на обслуживание предприятия специализированными хозяйствами.

Спрос на подобного рода услуги создаст условия для формирования целой сети организаций и предприятий по ремонту оборудования, изготовлению сменных деталей и узлов, производству технологической оснастки, монтажу подъемно–транспортного и складского оборудования. Новое развитие получит инструментальная промышленность, так как в условиях специализированного производства дешевле и качественнее можно организовать выпуск стандартного инструмента, освободив предприятия–потребители от его изготовления.

В области энергетического обслуживания целесообразнее всего заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку электро– и теплоэнергии, инертных газов, технического кислорода, природного газа и других энергоносителей.

Ремонтные работы требуют особого внимания, поскольку их выполнение трудоемко и дорогостояще. В силу этих обстоятельств капитальный ремонт следует осуществлять с помощью специализированной ремонтной организации, а текущее обслуживание проводить собственными силами.

Механизациятранспортных, погрузочно–разгрузочных и складских работ является самой застарелой проблемой российских предприятий. Наличие в структуре предприятия полностью механизированных, а тем более, автоматизированных складов, несомненно, повысит значимость инфраструктуры. Однако принцип экономической целесообразности и в этом случае должен носить главенствующий характер. Относительно транспортного хозяйства и перспектив его развития следует отметить, что организация крупных транспортных предприятий даст значительный результат в том случае, если будет осуществлено обслуживание предприятий на основе так называемого кустового расположения потребителей. Это обеспечит значительную экономию бензина, горюче–смазочных материалов, запасных частей.

Отмеченные тенденции развития инфраструктуры предприятия представляют интерес для действующих производств. Однако их не могут не заботить вопросы оперативности в техническом обслуживании, и с этой точки зрения наличие в структуре предприятия подразделений инфраструктуры должно отвечать потребностям и целям эффективного функционирования производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, детально рассмотрев вспомогательные и обслуживающие производства в отдельности, становится очевидным, что все организационные вопросы обслуживания производства следует рассматривать системно и комплексно, так как от качества поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих изделий, энергетических ресурсов, покупного оборудования и технологической оснастки зависит качество «процесса» в системе и выпускаемой продукции.

Если обобщить, то организация вспомогательных и обслуживающих процессов должна удовлетворять следующим требованиям:

• иметь профилактический характер: предупреждать возможные нарушения нормального хода производства;

• создавать условия для организации специализированного выполнения работ;

• строиться на основе технико–экономической, технологической и организационной регламентации вспомогательных и обслуживающих процессов;

• обеспечивать условия выпуска максимума высококачественной продукции при минимуме затрат;

• обеспечивать гибкость, преемственность и минимальную перестройку при переходе в основном производстве с одной продукции на другую.

К основным задачам организации обслуживания производства (материально–техническое обеспечение, энергетическое, инструментальное, ремонтное, транспортное и складское хозяйства, контроль качества) относятся: определение места данного подразделения в системе обслуживания производства и системе менеджмента; определение целей деятельности подразделения; формулирование заданий и работ по выполнению целей; разработка структуры подразделений и определение их функций; определение факторов и показателей деятельности подразделений; разработка и реализация стратегических, тактических и оперативных планов работы подразделений; обеспечение контроля и мотивация выполнения планов; анализ эффективности работы подразделений.

Наиболее успешная организация вспомогательного производства возможна при централизации и концентрации однородных процессов. Это создает условия для использования наиболее мощного производственного оборудования, применения эффективных методов организации производства и труда. Интересной особенностью вспомогательного производства является то, что оно выпускает достаточно законченную продукцию, которая может найти применение не только внутри предприятия, но и за его пределами.

Основной тенденцией развития обслуживающих процессов является их максимальное сближение и совмещение с основными процессами. Предпосылкой к этому является концентрация технологических операций, обеспечивающая совмещение обслуживающих операций с технологическими; использование автоматизированных видов оборудования, позволяющих автоматически выполнять обслуживающие работы; применение непрерывного внутризаводского транспорта и специальных транспортно–переместительных механизмов и т.п. В то же время часть обслуживающих процессов эффективно централизовать в крупных подразделениях (например, централизованные склады). Нередко свободные мощности обслуживающих цехов и участков используются для оказания услуг сторонним организациям по договорам.

Основными направлениями совершенствования организации обслуживания производства являются: реализация в работе вспомогательных подразделений и обслуживающих хозяйств предприятия концепции маркетинга; анализ и выполнение принципов рациональной организации производственных и управленческих процессов; углубление предметной, технологической и функциональной специализации в обслуживании производства; автоматизация производственных и управленческих процессов; применение научных подходов менеджмента.

Иными словами, большую роль в совершенствовании организации вспомогательных и обслуживающих процессов играют улучшение планирования и управления этими процессами, учет и контроль за их ходом, оценка качества и эффективности их выполнения.

ЛИТЕРАТУРА

(Обновить)

1. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

2. Макаренко М.В. Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 1998.

3. Казанцев А.К., Серова Л.С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Стивенсон В. Дж. Управление производством. – М.: «Изд-во БИНОМ», 1999.

6. Голубушкин Л.М. Операционный менеджмент: стратегия, процессы, производительность: Учебно–методическое пособие. – Н. Новгород: НГТУ, НОК, 2000.

7. Голубушкин Л.М. Производственный и операционный менеджмент: Учебно–методическое пособие. – Н. Новгород: НГТУ, НОК, 2004.

8.

9.

10.

11.

12.

Наши рекомендации