Процесс формирования и проверки глобальных и локальных стратегий

Глобальные цели - долговременные цели, подчиненные миссии фирмы. Локальные цели - это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей.

Из предыдущих разделов мы уже узнали, что фирма разрабатывает одну или несколько стратегий глобальных и систему локальных стратегий, при этом последние должны быть взаимосвязаны друг с другом и, главное, нацелены на реализацию глобальных стратегий. Процесс выбора стратегий очень сложен и многообразен. Сегодня уже существуют специальные программы, способные отобрать и проверить конкретные стратегии для конкретных фирм с учетом состояния факторов внутренней и внешней среды. Но эти средства пока недоступны для большинства наших предприятий. В такой ситуации процесс отбора стратегий и их проверки на соответствие факторам внутренней и внешней среды можно осуществлять на основе схемы изображенной на рис. 1.3.6. Эта схема позволяет объективно исследовать данную проблему и отобрать эффективные стратегии для фирмы. Нет необходимости рассматривать подробно сам процесс проверки, т.к. все факторы были уже рассмотрены выше. Следует заметить, что анализ глобальной стратегии следует проводить через призму воздействия факторов:

• поставщики;

• экономико-политическая область, законодательство, налоговая система;

• барьеры входа;

• покупатели;

• конкуренты;

• конкурентная среда.

1. Анализ рынка поставщиков.2. Анализ рынка сбыта.3. Анализ рынка финансовых ресурсов.4. Анализ рынка труда.5. Анализ покупательной способности рынка.6. Анализ технологической области.7. Анализ социально-политической области.8. Анализ национальной культурной области.9. Анализ производственного персонала.10.Анализ производственного потенциала.11.Анализ запасов.12.Анализ производства и реализации продукции.13.Анализ менеджмента.14.Анализ маркетинга, системы дистрибьюции.15.Анализ финансовых ресурсов.16.Анализ НИОКР.17.Анализ местоположения.18.Поставщики.19.Экономико-политическая область. Законодательство. Налоговая система.20.Барьеры входа.21.Покупатели.22.Конкуренты.23.Конкурентная среда.
Анализ локальных стратегий включает в себя анализ факторов внутренней и внешней среды (всего 17 факторов)

Процесс формирования и проверки глобальных и локальных стратегий - student2.ru

11. Прогнозирование в производственном менеджменте: сущность, цели, принципы

Прогнозирование – функция управления; специализированная деятельность, разработка прогноза. В узком значении – целенаправленное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления (например, рынка труда, безработицы, миграции и т.д.). Как одна из форм конкретизации научного предвидения в социальной сфере, находится в тесной взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, целеполаганием, организационным управлением. Различают поисковое (генетическое, изыскательское, исследовательское) и нормативное прогнозирование. Первое имеет целью получить предсказание о состоянии объекта исследования в будущем при наблюдаемых тенденциях, если допустить, что последние не будут изменены посредством решений субъекта управления (планов, программ, проектов и т.п.). Второе имеет в виду предсказание путей достижения желательного состояния объекта на основе заранее заданных критериев, целей и норм.

Прогнозирование применяется на стадии разработки планов (так называемый предплановый прогноз) и способствует выработке основных концепций на плановый период, а также играет важную роль на стадии осуществления плана, в оценке состояния дел и в поиске возможностей и направлений дополнительных управленческих воздействий, предназначенных для ликвидации отклонений от намеченной планом траектории развития. Роль прогнозирования в управлении трудно переоценить. Недаром опытные руководители говорят: «Кто не предвидит проблем, тот не управляет».

В прогностических исследованиях используются разнообразные методы (чаще всего в различных комбинациях): экстраполяции, моделирования, опроса экспертов, исторической аналогии, написания прогнозных сценариев, построения матрицы взаимовлияющих факторов

Цели. Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

Принципы.

Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны как единый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому объекту народного хозяйства. Однако, в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования, очень сложно. В связи с чем необходима унификация блочных моделей, использование вычислительных способов решения, создание информационного банка данных.

Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь, учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).

Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных экономических и других законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных вариантов развития народного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расширения к интенсиным, при создании новых условий хозяйствования.

Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления

Наши рекомендации