Место авиационного материаловедения в системе технических наук

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. МЕСТО АВИАЦИОННОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.. 4

1.1. Понятие авиационного материаловедения. 4

1.2. Научная база авиационного материаловедения. 6

1.3. Цели, задачи и методология авиационного материаловедения. 7

2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ 9

2.1. Предпосылки появления авиационного материаловедения как науки. 9

2.2. Авиационное материаловедение во второй половине ХХ века. 15

3. АВИАЦИОННОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ СЕГОДНЯ.. 19

4. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ЭКСПЕРИМЕНТА В АВИАЦИОННОМ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИИ.. 21

4.1. Эмпирическое знание в авиационном материаловедении. 21

4.2. Теоретическое знание в авиационном материаловедении. 22

4.3. Соотношение теоретического и эмпирического знания в авиационном материаловедении, основные методологические проблемы.. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

ВВЕДЕНИЕ

История авиационного материаловедения как самостоятельной области исследования и научно-технического знания неразрывно связана с историей самого материаловедения. Как и большинство технических наук, самостоятельный статус материаловедение получило в начале второй половины ХХ века, до этого технические знания не являлись самостоятельной областью исследований и воспринимались как сфера приложения в инженерии естественнонаучных знаний. Такое изменение в осмыслении места научно-технического знания связано с бурным развитием технических наук, их большим удельным весом и ролью в научно-техническом прогрессе. У технических наук стала развиваться своя методология, отличающая их от естественнонаучных дисциплин. Это, прежде всего, развитие прикладного эксперимента и математического моделирования реальных физических процессов в технических устройствах и приспособлениях, отход от математической идеализации и попытка описать сложные процессы, не поддающиеся классическому математическому анализу, путём выдвижения узконаправленных гипотез и построения конкретных моделей.

Примерно в тот же период бурно развивалась авиационная техника, как военного, так и гражданского назначения. Уже тогда, в 50-60х годах ХХ века, авиация была одной из самых наукоёмких и капиталоёмких отраслей промышленности, для авиационной техники разрабатывались и применялись самые передовые технологии в области проектирования, разработки, производства, не говоря уже о технологиях в области приборостроения, электроники и электротехники, двигателей и пр., применяемых в летательных аппаратах. Многим известно, что эффективность применения авиационной техники полностью зависит от весового совершенства летательного аппарата, то есть чем меньше масса конструкции, тем больше масса полезной нагрузки. Использование материалов, обладающих высокими характеристиками прочности, усталостной прочности, жёсткости и малым весом является краеугольным камнем авиационной промышленности. И это касается не только материалов для применения непосредственно в конструкции летательного аппарата. Специальные материалы разрабатывались для авиационных двигателей, для приборов и различных систем авиационного назначения. И в тот момент, когда материаловедение обрело статус самостоятельной области научно-технического знания, такой же статус стал образовываться вокруг авиационного материаловедения. Для исследований авиационных материалов создавались целые исследовательские институты, в СССР ещё в 1932 году был основан Всесоюзный институт авиационных материалов, ныне известный как Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ). В России он является головной государственной организацией, которая занимается научными исследованиями с целью создания современных авиационных материалов различного прикладного назначения: от прочных и лёгких материалов для конструкции летательного аппарата до жаропрочных металлических монокристаллов для лопаток компрессоров и турбин авиационных газотурбинных двигателей.

Можно сказать, что авиационное материаловедение идёт в авангарде всего материаловедения в целом. К авиационным материалам предъявляются крайне жёсткие требования: они должны обеспечивать достаточную прочность конструкции при воздействии значительных силовых нагрузок, повышенных и пониженных (до -253 °C) температур, коррозионно-активных сред, корпускулярных, электромагнитных, рентгеновских излучений и др., обладая при этом минимальным удельным весом. Большая часть материалов, разработанная по столь высоким требованиям, в дальнейшем может с успехом применяться в других отраслях промышленности и народного хозяйства: судостроении, атомной промышленности, транспортном, химическом, энергетическом машиностроении, медицине и т.д.

МЕСТО АВИАЦИОННОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Наши рекомендации