Тема 7. Канал звукопередачи и его качественные параметры.

Модель простейшей звуковой системы. Помехи в тракте звукопередачи, их происхождение, оценка шумовых характеристик тракта. Шумы (белый, розовый, коричневый), помехи, искажения. Особенности прослушивания стереофонических фонограмм в условиях студии, в домашних условиях. Запас динамического диапазона. Громкость и коэффициент усиления.

Контрольные вопросы:

1. Зависит ли коэффициент рефракции от толщины препятствия?

2. Благодаря какому эффекту возможно простран­ственное слуховое ощущение?

3. Формула, по которой определяется время стандартной реверберации, и определение входящих в нее величин?

4. Где больше время стандартной реверберации: речевые студии, музыкальные?

5. При большем времени реверберации разборчивость ухудшается или улучшается?

6. Какой формы должна быть частотная характеристика времени реверберации оптимальная для речевых студий?

7. Где лучше локализация в глубину - у моно или стерео фонограмм, сколько планов?

8. Какая локализация в пространстве у человека слабо выражена и зависит ли она от частоты?

9. Зависит ли слуховая память от времени воздействия звукового сигнала на слух?

10. Как влияет на разборчивость речи отношение сигнал / шум?

11. Где больше динамический диапазон: классическая музыка или рок?

12. При удалении источника звука в глубину, изменяются ли тембр и мощность?

13. Приведите примеры дискретных во времени сигналов?

14. Флаттер-эффект это следствие интерференции или дифракции?

15. Недостаточная «прозрачность»- ­­­­это характеристика больше присуща стерео или монофоническому звучанию?

16. Что такое нелинейные искажения с точки зрения синусоидальности сигнала?

17.Что должно быть больше: динамический диапазон записываемого произведения или тракта звукопередачи?

18. Децибелл, это относительная или абсолютная единица измерения?

19. Что такое «пеленговые» полосы частот. Назвать эти области частот?

20. Какой параметр оценочного протокола изменится соответственно эффекту «Хааса», если слушатель расположится на линии между акустическими системами?

21. Назовите источник возникновения красно – коричневого шума?

22. На каких частотах локализация не возможна?

23. Влияет ли форма помещения на качество записи. Каково оптимальное соотношение сторон?

Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.

Практические задания:

1. Запись голоса и музыкального оформления, состоящего из нескольких подобранных музыкальных фрагментов с применением компелляции. (до 3 минут).

2. Оценить по пятибалльной системе шумовые характеристики тракта, используемого в процессе записи голоса для задания №1.

3. Оценить эту запись (голоса - задание №1) при помощи оценочного протокола. Выводы по пунктам 2 и 3 предоставить в письменном виде.

Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.

Рекомендуемая литература:

Алдошина И. А. Основы психоакустики // Звукорежиссер. № 2. М, 2000.

Алдошина И.А. Электроакустические измерения и оценка качества звучания. Учебное пособие. С-Пб. изд-во ГУТ, 1998.

Алдошина. И.А Субъективные критерии оценки акустики помещений // Звукорежиссер. №10, 2000.

Алдошина. И.А. Акустика студий и контрольных комнат // Звукорежиссер №1, 2004.

Ковригин С.Д, и др. Архитектурно-строительная акустика. Высш. Школа,1986.

Макриненко Л. И. Акустика помещений общественных зда­ний. М., 1986.

Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм Альтекс – А., 2004.

Тематические разделы II курс III - IV семестр:

Тема 8. Особенности монофонической записи. Звуковые планы и их формирование

Особенности формирования монофонической записи, АО – акустическое отношение, ОРНГ, зависимость его от частоты. Звуковые планы при записи, их характеристика и производимое впечатление. Расстояние от микрофона до источника. Изменение ОРНГ при повороте головы, микрофона, изменение высоты стойки.

Формирование стереофонического звучания, качество и критерии его оценки разрешающая способность двух канальной стереофонии.

Наши рекомендации