Средства цветографической информации.
Лекция №8
Содержание лекции:
1.Промышленный объект, как носитель графической и шрифтовой информации.
2. Правильный выбор шрифта.
Промышленный объект, как носитель графической и шрифтовой информации.
Средства цветографической информации.
Общение человека с современным промышленным изделием во многом зависит от информации о нем. Информация может быть в виде рекламы, технической, нормативной, сопроводительной документацией, но и на самом изделии может быть помещена информация, от вида которой в значительной степени зависит впечатление человека о самом изделии.
Информация на изделии имеет разное назначение и различное содержание. Это может быть сообщение об изготовителе, о типе изделия, о способе обращения с ним. Иногда на изделии размещают информацию, прямо к нему не относящуюся, например рекламу транспортных средствах. Есть изделия специально предназначенные для выдачи сообщений - различного вида табло с информацией, дорожные знаки. Информация на изделиях может быть в форме буквенных текстов, цифр, знаков, символов, пиктограмм, индексов. Большое значение имеет и цвет как самостоятельное средство, так и в буквенно-цифровых и знаковых изображениях.
Во всех случаях цветографическая информация представляет собой обособленную систему со своими правилами и законами, которая должна соответствовать особенностям содержания и формы изделия-носителя этого текста. Во всех случаях нужно стараться дать минимально необходимый, но достаточный набор данных. В случае подачи информации о стране-изготовителе, наименовании и названии изделия, дате выпуска, индексе изделия, цене, знаке качества, заводском номере или технических характеристиках во многом может помочь знание действующих стандартов.
Информация о способе общения с изделием может быть в виде указания, предупреждения, запрета или предписания поведения пользователя, от которого зависит безопасность его или других людей, а может быть'просто информирующая. Для первой группы таких элементов разработаны стандарты, для остальных - художник-конструктор может более свободно выбирать средства выразительности, но он должен стараться композицию цветографической информации насытить внутренним смыслом, точно выбрать выразительные средства для визуальных сообщений.
Сообщения рекламного характера тоже должны быть продуманы по форме и содержанию, они могут быть составлены по своим законам, но должны учитывать композиционное решение объекта-носителя. Перечисленные выше виды информации должны быть представлены с помощью принятых в графике алфавитов. Алфавит может быть шрифтовой, знаковый, цветовой.
Правильный выбор шрифта.
Рекламная графика и упаковка.
Современная упаковка все больше впитывает приемы типографики, свойственные наборным изданиям. Теперь известные приемы верстки и дизайна, например обложки журнала, можно встретить на обычном пакете из-под обуви, а сочные формы отдельного шрифтового знака - на винной этикетке.
Не удивительно, что типографика находится в основе упаковочного дизайна, потому что упаковка по существу заинтересована в распространении и даже продвижению информации. Продукты и изделия имеют собственные названия - брэнды с описанием содержимого и его потребительских характеристик. Существует необходимость в расположении на упаковке правил и инструкций пользования, компонентов продукта и их свойств, показаний и противопоказаний, предупреждения об опасности, предостерегающей клиента. Здесь же в обязательном порядке должна присутствовать информация о производителе. Все эти детали должны быть показаны на упаковке в четкой типографской манере, что позволит потребителям читать и, главное, понимать информацию, на которую они обратили внимание.
Пакет для обуви, дизайн Пеп Карио и Соня Санчес
Вино Dehesa Gago, дизайн студии Grafica
Иногда, меньшее - это большее. Простое, но замечательное типографское завихрение. Обычная и одинокая "g" передает так много об испанском происхождении этого вина. Что является большим, чем его простота и это заставляет выделиться на переполненном рынке вина
Бальзам Vinagre de Modena, дизайн Энрико Агулеро
То же самое с буквой "m"
Современный дизайнер сталкивается с огромным множеством типографских выборов. Это касается и шрифтов, и манеры набора. Любой каталог библиотеки шрифтов предложит сотни вариантов. Некоторые из этих шрифтов почти столь же стары как появление книгопечатания. Можно вспомнить популярный до сих пор Baskerville, созданный Джоном Баскервиллем в XVIII столетии, или Bodoni от Джамбаттисты Бодони. Другие намного моложе - это изделия компьютерной технологии и нового программного обеспечения.
Первоначально задача дизайнера состоит в том, чтобы выбрать шрифт, который покажет информацию в формате легкого чтения. Такой выбор предопределен факторами подобно размеру упаковки или этикетки, степени информирования потребителя и технологии печати. Типоразмеры запечатываемых областей упаковки оказывают влияние на всю ее типографику, как формат многополосного издания диктует некоторые правила набора.
Типографский выбор важен при рассмотрении индивидуальности торговой марки. Шрифты, также как и люди, имеют характеры, которые могут эксплуатироваться дизайнерами. Этот характер может быть передан эффектом начертания шрифта - его смелостью или деликатностью - или собственными элементами знаков - типа лигатур, надстрочных элементов, засечек и петель - которые наполняют слова индивидуальностью.
Этикетка португальского вина Sogrape Vinhos, дизайн Льюиса Моберли
Строгий дизайн этикетки преднамеренно занят "историями" об изделии. Типографическое дополнение в виде типограммы определяет всю визуальную идентификацию продукта. Для каждого сорта вина предусмотрена уникальная типограмма
Этикетка испанского слабоалкогольного напитка Aigua de Valencia, дизайн студии Nacho Lavernia Asociados
Форма этикетки и смелая шрифтовая композиция нацелена на молодежную группу потребителей
Гротеск или антиква - этот вопрос в дизайне упаковки разрешается зачастую по простой методологии. Современная упаковка и молодежные брэнды тяготеют к шрифтам без засечек, рисованным или программно моделированным. Наоборот, изделия, которые хотят быть воспринятыми как классические или роскошные, или те, которые происходят от исторических или национальных традиций, могут использовать антикву или шрифты с орнаментальными украшениями.
Типографика может играть важную роль в связи с месторасположением торговой марки на упаковке. Используя те или иные приемы, дизайнер может сделать изделие для его восприятия потребителем классическим или современным, функциональным или ручной работы. Конечно, когда мы думаем о типографике в первом приближении, то вспоминаем набор шрифтов, установленных на компьютере, но этот термин также охватывает и процесс расположения надписи, сделанной вручную. Есть случаи, когда эта форма типографики, по мнению потребителя, может намного быстрее выделить товар из череды подобных.
Дизайнеры не ограничиваются выполнением классических правил набора. Шрифтовые комбинации и типограммы стали не столь редки в упаковке. Соблазн использовать форму набора для иллюстрации, созвучной продукту или его образу, заставляет использовать приемы текстового выделения или фигурного заключения информации в силуэт наряду с обычной традиционной типографикой.
Упаковка для нижнего белья Ocean, дизайн студии Ruiz + Company
Смелые решения характерны в первую очередь для рынка алкогольной продукции. В первую очередь это связано с жесткой конкурентной борьбой в этой области потребительского рынка. На этикетке вина разыгрываются баталии за кошелек покупателя. Часто визуальные средства применяются из разряда типографских приемов. Только шрифт видит посетитель винного отдела супермаркета на этикетках именитых производителей, а это значит, что типографика обрела мощного союзника-потребителя.
Сравнивая дизайн упаковки известных торговых марок и локальных брэндов, можно легко определить моду. Первыми выступают небольшие компании, стремясь выгодно выделится за счет дизайна. Полигоном для отработки воздействия дизайна упаковки на покупателя стали сети розничной торговли.
Упаковка обуви Audley, дизайн студии Lippa Pearce Design
Типограмма в виде отпечатков ботинок никого не введет в заблуждение - внутри действительно ботинки
Раньше собственная упаковка розничных продавцов по сравнению со своими современными коллегами выглядела несколько вторично. В ходу были подражания и версии известных торговых марок, пока законный натиск "больших" брэндов под угрозой юридического преследования не прекратил эту практику.
Сейчас вещи изменились до такой степени, что трудно в настоящее время сказать, являются ли это упаковка товаров известных марок или розничных продавцов, которые следуют впереди в упаковочном дизайне. Еще недавно в США, специальная упаковка для торговых сетей имела обыкновение быть только выхолощенной, розничные продавцы использовали только шаблоны в дизайне и строчили безликие ярлыки на изделия. За последние десять лет, частная упаковка стала бросать вызов непосредственно национальным маркам, соревнуясь с раскрученными брэндами в искушенности упаковочного дизайна и степени качества изделий. И здесь часто можно встретить скупой минимализм и швейцарскую типографику.
Косметические средства Marks&Web, дизайн студии GRAFIKA SARL
Японский дизайнер Тетсуо Хасегава применил минимализм в этикетке, пользуясь только средствами набора. Большой интерлиньяж придает воздушность и белизну - "моем, моем трубочиста, чисто, чисто…"
Впрочем, современное - порой хорошо забытое… Как крайность 1970-х еще недавно воспринималось применение минималистских правил так называемого международного (или швейцарского) стиля в оформлении упаковки. Если шрифт, то обязательно гротеск, если композиция, то несомненно асимметричная, если организация пространства, то по сетке и только по ней. И никаких виньеток! Мода на шрифтовой минимализм распространилась даже на такой консервативный пласт (из-за ярко выраженных потребительских качеств) графического дизайна как продовольственная упаковка.
Серия упаковки для торговой сети Selfridges Food Hall, дизайн студии R Design, Великобритания, начало 2000-х
Пиво "Баррель 112", дизайн Даффи Уолдвайд
Нарочитое подражание упаковке технических товаров, впрочем, название диктует
Так серия базовой упаковки ("Basic Pack") от системы универсамов Sainsbury в Великобритании в начале 1970-х подверглась таким революционным изменениям, что критика в адрес такого дизайна не замедлила появиться в консервативных изданиях туманного Альбиона. Изделия собственной марки Sainsbury были закодированы цветом с подавляющим использованием гротеска, как основного шрифта упаковки. Минимальные графические элементы и отказ от традиционного "викторианского" стиля в оформлении обыденных продуктов вызвал неоднозначную реакцию потребителя, несклонного видеть любимый пудинг в столь неброском виде. Напротив, модная графика в стиле "панк" оказывала кричащее давление на обывателя с другого направления. И от минимализма в упаковке пришлось отказаться. Но только на время… Десятилетия спустя упаковка в целом и торговых сетей в частности стала успешно эксплуатировать тему минимализма.
Базовая упаковка системы универсамов Sainsbury, Великобритания, начало 1970-х
Несмотря на всю эстетическую сторону вопроса формирования шрифтовой композиции нельзя забывать о законах её формирования ( см Алфавиты : шрифтовые. знаковые, цветовые - основные требования предъявляемые к алфавитам в промышленном дизайне)
БИБЛИОГРАФИЯ:
Владимир Лаптев журнал "ПРОсто дизайн" Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article32835.htm
Средства цветографической информации.
http://www.viktoriastar.ru/konstruirovanie/319-sredstva-tsvetograficheskoy-informatsii.html
Только буква! Типографика в дизайне упаковки http://www.advertology.ru/print32835.htm