Дополнительные проблемные блоки
Дополнительные проблемные блоки в составе данного модуля имеют следующие наименования.
6.5. Информационная преступность.
6.6. Проблема информационно-психологической безопасности.
Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
Проблемный блок 6.5. Информационная преступность.
6.5.1. Предпосылки возникновения информационной преступности.
6.5.2. Информационные преступления в интеллектуальной сфере.
6.5.3. Информационные преступления против личности.
6.5.4. Меры борьбы с информационной преступностью.
Проблемный блок 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности.
6.6.1. Определение понятия информационно-психологической безопасности.
6.6.2. Основные виды информационно-психологических воздействий на человека.
6.6.3. Современное состояние методов информационно-психологического воздействия.
6.6.4. Телевидение как средство информационно-психологического воздействия.
6.6.5. Нейролингвистическое программирование в манипуляциях общественным сознанием.
6.6.6. Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие.
Указатель литературы
1. Харламов С.Ф. Информатизация общества и проблемы борьбы с компьютерной преступностью // Вестник РОИВТ.— М., 1995.— № 4.
2. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права.— М.:
Юридическая литература, 1991.
3. Сомик К.В. О «теневом» секторе компьютерного рынка // Вестник РОИВТ.— М., 1996.— № 4.
4. Федеральный Закон «О персональных данных» (проект) // Вестник РОИВТ.— М., 1995.— № 6.
5. Черешкин Д.С., Курило А.П. Актуальна ли для России проблема защиты персональных данных? // Вестник РОИВТ.— М., 1995.— № 6.
6. Аносов В.Д., Ухлинов Л.М. Об основных направлениях государственной политики в области борьбы с компьютерной преступностью // Вестник РОИВТ.— М., 1996.— №4.
7. Курило А.П. Правовые основы предохранения от компьютерных преступлений // Вестник РОИВТ.— М., 1996.— №4.
8. Малюк А.А. Угрозы информации и информационные угрозы. Подготовка кадров в области информационной безопасности // Вестник РОИВТ.— М., 1996.— № 4.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определения понятия информационной преступности.
2. Каковы основные предпосылки для информационных преступлений в современном обществе?
3. Назовите основные виды преступлений в интеллектуальной сфере.
4. Как обеспечивается в России защита информационных прав личности?
5. Что такое компьютерное преступление? Перечислите основные виды компьютерных преступлений.
6. Каковы методы борьбы с информационной преступностью в современном обществе.
7. Дайте определение понятия информационно-психологической безопасности.
8. Охарактеризуйте основные факторы информационно-психологического воздействия на людей в современном обществе.
9. В чем заключаются сегодня основные проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности?
10. Охарактеризуйте способы обеспечения информационно-психологической безопасности личности.
Темы рефератов
1. Информационная преступность в современном обществе.
2. Информационные преступления против личности.
3. Информационно-психологическая безопасность личности
4. Доктрина информационной безопасности Российской федерации: социально-личностные аспекты.
5. Виртуальная реальность: за и против.
3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
Педагогические задачи
Основная цель изучения данного раздела курса социальной информатики состоит в том, чтобы более глубоко раскрыть общецивилизационное значение современной глобальной информационной революции. Слушатели должны усвоить, что те экономические, социальные, культурологические и геополитические последствия, которые уже сегодня можно прогнозировать как закономерный результат этой революции, столь глубоки и масштабны, что есть все основания говорить о том, что человеческое общество сегодня осуществляет переход на принципиально новый уровень своего развития.
На нашей планете формируется новаяинформационная цивилизация.
При изучении данного раздела внимание слушателей последовательно концентрируется на следующих основных аспектах становления информационной цивилизации.
В первую очередь рассматриваются отличительные особенности современной глобальной информационной революции. При этом должны быть раскрыты те ее главные тенденции, развитие которых и позволяет говорить о том, что их общим результатом станет не очередной этап научно-технического прогресса, а именно изменение всего образа жизни людей, их профессиональной деятельности и культуры.
Затем анализируютсяотличительные особенности информационной цивилизации, проявляющиеся в экономической сфере, в изменении роли человеческого потенциала в развитии общества, формировании сетевых экономических и социальных структур общества, развитии новых видов информационных коммуникаций.
После этого анализируются основные тенденции развитиясоциально-экономической структуры общества, обусловленные его все большей глобализацией и информатизацией. При этом приводятся примеры и количественные оценки наблюдающихся уже сегодня тенденций в изменении структуры занятости населения, городской и сельской инфраструктуры, повышении роли технократии в жизни общества.
В заключительной части раздела рассматриваются новыеглобальные проблемы развития информационной цивилизации. В их числе: глобализация индивидуального и общественного сознания, новый этап интеллектуализации общества, новая парадигма в науке и формирование информационного мировоззрения, дальнейшее развитие экранной культуры и искусства и, наконец, проблема сохранения традиционных национальных культур, деформирующихся и разрушающихся под воздействием процесса глобализации.
Анализируются причины и направления этих новых социально-экономических и психологических феноменов, их связь с процессом глобализации и информатизации общества, показываются признаки и примеры их проявления в различных сферах общества: экономике, политике, науке, культуре и образовании.
Основные проблемные блоки
Структура данного проблемного модуля представлена на рис. 9 (стр. 405). Она включает в себя четыре основных и два дополнительных проблемных блока.
Основные проблемные блоки имеют следующие наименования:
7.1. Глобальная информационная революция и становление информационной цивилизации.
7.2. Отличительные особенности информационной цивилизации.
7.3. Социально-экономическая структура общества в эпоху информационной цивилизации.
7.4. Мировое сообщество на пути к информационной цивилизации.
Рис. 9. Структура проблемного модуля «Информационная цивилизация»
Краткое содержание основных проблемных блоков
Проблемный блок 7.1. Глобальная информационная революция и становление информационной цивилизации.
7.1.1. Отличительные особенности современной глобальной информационной революции.
7.1.2. Сетевая информационная экономика.
7.1.3. Глобальная цифровизация техносферы.
7.1.4. Информационная глобализация мирового сообщества.
7.1.5. Информационная безопасность как глобальная проблема.
Проблемный блок 7.2. Отличительные особенности информационной цивилизации.
7.2.1. Общество знаний и инновационная экономика.
7.2.2. Повышение роли человеческого потенциала.
7.2.3. Сетевые структуры в информационном обществе.
7.2.4. Новые виды информационных коммуникаций.
Проблемный блок 7.3. Социально-экономическая структура общества в эпоху информационной цивилизации.
7.3.1. Структура занятости населения и новые информационные профессии.
7.3.2. Образовательное неравенство.
7.3.3. Технократия в информационном обществе.
7.3.4. Информационное неравенство как глобальная проблема развития цивилизации.
7.3.5. Эволюция процесса урбанизации общества.
7.3.6. Деградация капитализма в постиндустриальном обществе.
Проблемный блок 7.4. Мировое сообщество на пути к информационной цивилизации.
7.4.1. США и Канада на пути к информационной цивилизации.
7.4.2. Европейский путь к информационному обществу.
7.4.3. Политика стран Азии по переходу к информационной цивилизации.
7.4.4. Путь России к информационной цивилизации.
Указатель литературы
1. Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2001.—№ 1.
2. Колин К.К. Информационная цивилизация, какой она будет? // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2001, №5, стр. 40-45.
3. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра // Информационные технологии.— М.: Машиностроение, 2001.— № 1.
4. ГалушкинА.И. Применение нейрокомпьютеров.—М., 2001.
5. Велихов Е.П. Общество знания // Мир связи и информации CONNECT.— М., 1996.— Сент.-окт.
6. Кастельс М. Информационная эпоха / ГУ ВШЭ.— М., 2000.— 608 с.
7. Колин К.К. Контуры информационной цивилизации // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2001.— № 6.
8. Паринов С.П. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук.— М.,2001.
9. Колин К.К. Россия на пути в информационное общество // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2001.— №3.— С. 32-39.
10. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России.— М.: Наука, 1996.— 206 с.
11. Афанасьев С.Л. Будущее общество.— М.: Изд-во МГТУ им. Баумана.— 567 с.
12. Нечипоренко В.П. Информационное обеспечение инновационных процессов — новые международные инициативы // Международная информационная служба.— М., 2000.—№ 1.
13. Капица С.П. Теория роста человечества.— М.: Наука, 2000.
14. Нариньяни А. С. Национальная идея и российский путь в информационные технологии XXI века // Проблемы информатизации.— М., 2001.— № 2.— С. 50-52.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключаются главные отличительные особенности современной глобальной информационной революции?
2. Охарактеризуйте основные тенденции развития информационной экономики.
3. Приведите примеры цифровизации техносферы. Каковы их социальные последствия?
4. Охарактеризуйте динамику социально-экономической структуры общества на этапе становления информационной цивилизации.
5. Какие новые информационные профессии будут востребованы в ближайшем будущем?
6. Как влияет процесс информатизации общества на его урбанизацию?
7. Охарактеризуйте особенности американского, европейского, азиатского и российского путей к формированию информационной цивилизации.
Темы рефератов
1. Глобальная информатизация общества и проблемы формирования информационной цивилизации.
2. Структура занятости населения в информационном обществе.
3. Окинавская хартия глобального информационного общества.
4. Глобализация информационного пространства мирового пространства мирового сообщества и ее возможные последствия.
5. Глобальные проблемы информационной безопасности.
6. Сетевые структуры в информационном обществе.
7. Технократия в информационном обществе и проблемы развития системы образования.