Функции автоматизированного проектирования
К функциям автоматизированного проектирования относятся:
1) поиск аналогов отечественного и зарубежного оборудования;
2) выбор сборочной единицы, удовлетворяющей заданным техническим требованиям;
3) выделение модифицируемых элементов сборочной конструкции;
4) поиск детали (прототипа);
5) обогащение детали (прототипа) типовыми конструктивными элементами;
6) проверка детали на технологичность в условиях конкретного производства и родственных предприятий;
7) проведение инженерно-экономических и оптимизационных расчетов;
8) выдача конструкторско-технологической документации.
28. Принципы автоматизированного проектирования.
Принципы автоматизированного проектирования машин.Дополняют основные принципы проектирования. Для функционирования САПР дополнительно должны быть обеспечены:
1) декомпозиция и иерархичность описания объекта проектирования;
2) итерационность по этапам, уровням проектирования и уровням иерархии объекта проектирования; типизации и унификации проектных решений и средств проектирования.
Принцип декомпозиции (блочности) означает разбиение каждого уровня на ряд составных частей (блоков) с реализацией их раздельного (поблочного) проектирования.
Принцип иерархичности - объект проектирования разбивают на иерархические уровни. Механизмы и машины целесообразно представлять в виде четырехуровневых иерархических систем. Для машин: машина - агрегат - узел - деталь. Для механизмов: механизм — подузел - деталь - элементы детали.
Задачи, решаемые при расчете деталей машин
При расчете деталей машин и машинных узлов приходится решать две задачи. Первая сводится к определению сил и моментов, действующих на проектируемый объект;
вторая — к определению напряжений и запасов прочности в опасных сечениях деталей.
Обе эти задачи сводятся к отысканию таких размеров и форм конструкции, при которых устраняется вероятность появления остаточных деформаций или износов, мешающих дальнейшему правильному функционированию узла либо вызывающих его поломку.
Какие характеристики работы деталей устанавливают при проектировании машин.
Конструктору в каждом отдельном случае необходимо установить ряд характеристик, а также условия работы деталей проектируемой машины:
1) вид материала деталей (пластический, хрупкий, литье, поковка и т. п.);
2) характер нагрузки (постоянная, пульсирующая, знакопеременная, ударная), ее направление и величину;
3) температурные условия, в которых работают детали конструкции;
4) характер и род деформаций в частях конструкции;
5) габаритные размеры;
6) условия эксплуатации.
31. Приемы расчета деталей машин
Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Прочность, жесткость 33. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Износостойкость, теплостойкость. Виброустойчивость.
Основные направления повышения прочности изделия.
1. Следует избегать действия изгибных напряжений. Конструировать следует так, чтобы материал работал на сжатие или растяжение. Например, мосты конструируют в виде ферм, а не как балки, опертые по краям.
2. Выбирать рациональную форму. Для избежания высоких значений напряжений изгиба сосуды высокого давления выполняют сферическими, а не призматическими.
3. Оптимизировать форму с целью ликвидации концентраторов напряжений. Так, только за счет оптимизации формы прочность коленчатого вала по сопротивлению усталости удалось повысить в 3 раза.
4. Создавать в деталях начальные напряжения обратного знака, в частности механическим или термическим поверхностным упрочнением.
Жесткость- способность детали сопротивляться изменению формы и размеров под нагрузкой. Роль этого критерия работоспособности возрастает в связи с тем, что прочностные характеристики материалов (например, сталей) постоянно улучшаются, что позволяет уменьшить размеры деталей, а упругие характеристики (модуль упругости) при этом не изменяются
Различная жесткость деталей соединения меняет распределение нагрузки между отдельными элементами. В большинстве случаев основным критерием расчета валов является жесткость, а не прочность. Варьируя жесткость отдельных элементов механической системы, можно выйти из области резонанса.
Мероприятия по повышению жесткости.
1. Рациональное расположение опор. Расположение опор на расстоянии 0,223l от концов уменьшает максимальный прогиб l балки под действием силы тяжести в 48 раз.
2. Применение материалов с высоким модулем упругости: сталей, чугунов с шаровидным графитом.
3. Выбор рациональной формы сечения. Жесткость двутавра, равновеликого круглому цилиндрическому брусу, выше в 26 раз.
4. Повышение контактной жесткости в подвижных сопряжениях пригонкой и уменьшением волнистости и шероховатости поверхностей, предварительным натягом.
Износостойкость- свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию.Под изнашиванием понимают процесс разрушения и отделения вследствие трения материала с поверхности твердого тела, проявляющийся в постепенном изменении размеров или формы.
Износостойкость зависит от физико-механических свойств материала, термообработки и шероховатости поверхностей, от значений давлений или контактных напряжений, скорости скольжения, наличия смазочного материала, режима работы и т.д.
Износ(результат изнашивания) изменяет характер сопряжения, увеличивает зазоры в подвижных соединениях, вызывает шум, уменьшает толщину покрытия, снижает прочность деталей.
Износ можно уменьшить, если разделить трущиеся детали смазочным материалом.
Мероприятия по уменьшению изнашивания:
1. Следует избегать применения открытых поверхностей трения, подверженных абразивному воздействию
2. Совершенствование уплотнительных устройств. Введение лабиринтных уплотнений подшипников увеличило их ресурс в роликах конвейеров в 3 - 4 раза.
3. Обеспечение равномерного распределения давления по поверхности; повышение поверхностной твердости (закалка снижает износ в 2 раза).
4. Обеспечение совершенного трения (гидродинамического, гидростатического, трения качения).
5. Замена внешнего трения внутренним. При малых перемещениях применяют резинометаллические шарниры, в которых резиновая втулка привулканизирована к металлическим трубкам или закатана между ними.
Теплостойкость- способность конструкции работать в пределах заданных температур в течение заданного срока службы. Нагрев деталей в процессе работы машины приводит к:
1. Снижению механических характеристик материала и к появлению пластических деформаций - ползучести.
2. Уменьшению зазоров в подвижных сопряжениях деталей и, как следствие, схватыванию, заеданию, заклиниванию.
3. Снижению вязкости масла и несущей способности масляных пленок. С повышением температуры вязкость минеральных нефтяных масел снижается по кубической параболе - очень резко.
С целью повышения теплоотдачи предусматривают охлаждающие ребра, принудительное охлаждение или увеличивают размеры корпуса.
Виброустойчивость- способность конструкции работать в диапазоне режимов, достаточно далеких от области резонанса. Вибрации снижают качество работы машин, увеличивают шум, вызывают дополнительные напряжения в деталях. Особенно опасны резонансные колебания.
Расчеты на виброустойчивость выполняют для машины в целом. Они сводятся к определению частот собственных колебаний механической системы и обеспечению их несовпадения с частотой вынужденных колебаний.
К устройствам для снижения колебаний относят маховики, упругодемпфирующие элементы и демпферы, рассеивающие энергию колебаний.