Типовая структура проблемных модулей

Типовая структура проблемных модулей базовой программы представлена на рис. 2 (стр. 358). В состав каждого модуля могут входить:

• несколькоосновных проблемных блоков, каждый из которых является самостоятельным фрагментом учебной программы и посвящен изучению того или иного вопроса учебного курса;

• несколькодополнительных проблемных блоков, также являющихся законченными фрагментами учебной программы и предназначенных для изучения дополнительных вопросов рассматриваемой в данном модуле проблемы или же для более углубленного изучения тех вопросов, которые рассматриваются в основных проблемных блоках;

• указатели основной и дополнительной литературы по тематике данного проблемного модуля.

• вопросы для обсуждения и проверки степени усвоения обучаемыми полученных ими знаний;

• темы рефератов для самостоятельной работы учащихся по изучению проблематики данного модуля.

Проблемные модули программы

Типовая структура проблемных модулей - student2.ru

Электронная библиотека

Типовая структура проблемных модулей - student2.ru

Рис. 1. Общая структура базовой модульной программы учебного курса «Социальная информатика»

Типовая структура проблемных модулей - student2.ru

Рис. 2. Типовая структура проблемного модуля базовой программы

Структура и содержание проблемных модулей

3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»

3.1.1. Педагогические задачи

Данный модуль представляет собой вводный раздел учебного курса. Его главная задача состоит в том, чтобы обучаемые смогли получить достаточно четкое и иерархически структурированное представление о целях, задачах и предметной области курса социальной информатики. При этом должна быть раскрыта роль этого курса как общеобразовательной дисциплины, которая имеет целью подготовку людей к жизни и профессиональной деятельности в новых условиях постиндустриального информационного общества.

3.1.2. Основные проблемные блоки

Структура данного проблемного модуля представлена на рис. 3 (стр. 360).

Он содержит четыре основных проблемных блока. Основные проблемные блоки имеют следующие наименования:

1.1. Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования.

1.2. Современные представления о предмете информатики.

1.3. Научно-методические проблемы развития социальной информатики.

1.4. Современная структура предметной области курса социальной информатики.

3.1.3. Краткое содержание основных проблемным блоков

Проблемный блок 1.1. Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования.

1.1.1. Современное состояние и тенденции развития курса информатики в средней и высшей школе России и других стран мирового сообщества.

Типовая структура проблемных модулей - student2.ru

Рис. 3. Структура проблемного модуля «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего экономического образования».

1.1.2. Возрастание социальной потребности в изучении проблем информатики в системе образования, обусловленное глобальной информатизацией образования. Распространение курса информатики на сферу гуманитарного образования.

1.1.3. Актуальность изучения социальных аспектов проблемы информатизации общества и формирование специальной учебной дисциплины «Социальная информатика» в системе высшего образования.

Проблемный блок 1.2. Современные представления о предмете информатики.

1.2.1. История формирования термина «информатика».

1.2.2. Информатика в современной системе научного знания.

1.2.3. Перспективы развития информатики в ближайшем будущем.

1.2.4. Вклад ученых России в развитие информатики как науки и учебной дисциплины.

1.2.5. Международное сотрудничество России в области новых проблем теоретической и социальной информатики.

1.2.6. Характеристика информатики как образовательной области в Государственных образовательных стандартах России.

1.2.7. Мировоззренческая роль курса информатики в системе

образования.

Проблемный блок 1.3. Научно-методические проблемы развития социальной информатики.

1.3.1. Социальная информатика как наука и учебная дисциплина.

1.3.2. Зарождение социальной информатики как фундаментальной науки.

1.3.3. Место социальной информатики в современной структуре научного знания.

1.3.4. Научная методология социальной информатики.

Проблемный блок 1.4. Современная структура предметной области социальной информатики.

1.4.1. Социальная информатика как один из разделов нового курса «Фундаментальные основы информатики», рекомендуемого ЮНЕСКО для перспективной системы образования.

1.4.2. Общая структура предметной области учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования.

Указатель литературы

1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.— М.: Академический Проект, 2000.— 350 с.

2. Колин К.К. Фундаментальная информатика и качество образования: Лекция-доклад.— М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.— 59 с.

3. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра // Информационные технологии.— М., 2000.— № 1.

4. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование.— М., 2000.— № 10.— С. 5- 10.

5. Колин К.К. Курс информатики в системе образования:

современное состояние и перспективы развития // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.— М.: Наука, 1996.— Вып. 8.— С. 74-79.

6. Колин К.К. фундаментальные проблемы информатики // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.— М.: Наука, 1995.— Вып. 7.— С. 5-20.

7. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. Доклад на 11-ом Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники.—М., 1996.— № 3.— С. 19-39.

8. Колин К.К. Информатика как фундаментальная наука и комплексная проблема // Проблемы информатизации.— М„ 1999.—№ 1.—С. 3-7.

9. Колин К.К. Информатика на пороге XXI века // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.—М.: Наука, 1999.— Вып. 9.— С, 56-66.

10. Колин К.К. Наука для будущего: социальная информатика // Информационные ресурсы России.— М., 1995.— №3,

11. Колин К.К. Социальная информатика — новое направление научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.—М.: Наука, 1995.—Вып. 7.— С. 20—37.

12. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику.—М.,1990.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключаются основные тенденции развития курса информатики для системы образования?

2. Охарактеризуйте объект и предмет исследований информатики как фундаментальной науки.

3. Каковы цели и задачи учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования?

4. Определите предметную область курса «Социальная информатика». Каковы дальнейшие направления ее развития?

5. Охарактеризуйте место информатики в современной системе научного знания.

6. Каковы перспективы развития информатики в ближайшем будущем?

7. В чем заключается вклад ученых России в развитие информатики как науки и учебной дисциплины?

8. Какова научная методология социальной информатики?

9. В чем состоит мировоззренческая роль курса информатики в системе образования?

10. Как характеризуется информатика в образовательных стандартах России?

Наши рекомендации