ГИС-технологии в развивающем образовании
Рассмотрим теперь некоторые аспекты использования в системе развивающего образования геоинформационных систем, или, как принято говорить, ГИС-технологий. Этот вид информационных технологий бурно развивается в последние годы для целей использования в самых различных областях социальной практики таких, как экология, природопользование, градоустройство, управление муниципальными службами и т. п. Однако в сфере образования он еще недостаточно освоен и поэтому мало используется.
В то же время быстро возрастающие возможности ГИС-технологий по наглядному представлению для анализа разнообразной пространственно распределенной информации, а также постоянное снижение стоимости оборудования, необходимого для использования этих технологий, делают их весьма перспективными средствами для системы образования. Причем не только в качестве инструментальных средств информационной поддержки учебного процесса, но и в качестве объекта для изучения в области профессиональной подготовки.
Определенный опыт использования ГИС-технологий в этом плане уже имеется в Международном университете природы, общества и человека «Дубна». Курс информатики для студентов первого курса этого университета является базовым и направлен на обеспечение понимания роли современных средств информатики в разрешении проблемных ситуаций. Студенты должны уметь самостоятельно формировать задачи и находить их решения на основе использования интегрированных компьютерных технологий. Именно такими и являются современные ГИС-технологии.
Педагогическая практика показала, что использование ГИС-технологии в учебном процессе университета оказалось оправданным и эффективным с нескольких точек зрения. Во-первых, ГИС-технологии являются весьма удачной иллюстрацией многих базовых понятий информатики (виды информации, формы ее представления и преобразования, средства реализации информационных процессов и т. п.).
Во-вторых, ГИС-технологии являются хорошим примером современной интегрированной информационной технологии, использование которой существенным образом повышает эффективность решения широкого класса прикладных задач. В качестве примеров таких задач можно назвать экологический мониторинг урбанизированных территорий, геоэкологическое районирование, оценку стоимости земель и строений, создание электронных карт для муниципальных служб, выбор территорий для нового строительства, оценку запасов полезных ископаемых и т. п.
Студенты университета принимают также участие и в проведении фундаментальных исследований с использованием ГИС-технологий. К их числу относятся, например, решение задач моделирования процессов, происходящих в мантии Земли.