Информационные технологии в образовании

В рамках ДО представление информации для обучаемых может осуществляться с использованием следующих технологий:

1) печатные материалы (учебно-методические комплекты литературы и заданий);

2) рассылка материалов по компьютерным сетям: email, компьютерные конференции, доски объявлений;

3) дискуссии в режиме он-лайн с использованием компьютерных сетей для письменных сообщений;

4) использование электронных материалов, в том числе компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники;

5) использование аудио и видео продукции;

6) использование телевизионных передач;

7) телевизионные передачи кабельного телевидения;

8) видеоконференции путем телетрансляции с обратной связью по телефону – это аналогично телепередачам в прямом эфире с возможностью для зрителя позвонить по горячей линии и задать свой вопрос;

9) двунаправленные видеоконференции с использованием компьютерных сетей;

10) двунаправленные видеоконференции с использованием спутниковых телемостов.

При этом носителями информации является: 1) книги; 2) гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски; 3) аудио или видеокассеты.

В качестве средств обучения в ДО выступают соответственно: 1) учебно-методические комплекты (кейсы); 2) компьютеры; 3) телевизоры; 4) телефоны; 5) магнитофоны; 6) видеомагнитофоны; 7) специальная техника мультимедиа.

Наиболее качественное обучение обеспечивается при наличии достаточно оперативной связи «студент – преподаватель». Наиболее доступными технологиями для обеспечения контакта студента и преподавателя является разнообразные способы использования компьютерных сетей, так как они относительно дешевле в эксплуатации, особенно с учетом скидок для образовательных учреждений и уже достаточно широко распространены в России.

Под информационными технологиями понимается процесс использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, т.е. первичной информации. Для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, т.е. информационного продукта. Основная цель использования ИТ – это производство информации для её последующего анализа и принятием пользователем соответствующих решений.

Электронная почта (e-mail) является одним из наиболее удобных, простых и быстрых способов передачи информации. Основываясь на сетевом использовании компьютеров электронная почта даёт возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнёрам по сети. С помощью электронной почты можно организовать практически мгновенную доставку файлов с необходимой информацией. В образовательном процессе электронная почта может использоваться для доставки учебных материалов как одному так и многим обучаемым для обеспечения обратной связи с образовательным учреждением, с преподавателем-консультантом, а также для общения обучаемых друг с другом. Электронная почта представляет собой для пересылки текстовый файл он состоит из заголовка, в котором содержится адрес студента или преподавателя и собственно текста письма, а также вопросы по обучаемой теме, ответы на них, ответы на тесты или самостоятельно выполненное контрольное задание. Службы электронной почты позволяет присоединять к письму файлы любого формата размером, как правило, не более 0,5-1 Мбайт. На основе электронной почты возможна электрическая рассылка информации (mail-list), доска объявлений типа Bulietin Board System (BBS), off-line конференции типа «Эхо» FidoNet. В интернете широко распространены такие средства общения как чаты (Chat – разговор или беседа).

Существенный недостаток электронной почты – она обеспечивает однонаправленную связь. Для обеспечения двунаправленной связи требуется многократно посылать и принимать сообщения по электронной почте общающихся между собой пользователей.

Однако является дешевым и доступным средством коммуникации людей.

Электронная почта широко используется в системе дистанционного обучения.

Internet. Web-серверы сети Internet.

Internet – самая большая и мощная сеть в мире, а совокупность web-серверов этой сети образует всемирную паутину WWW (World Wide Web), которая представляет собой универсальную информационную среду с мировыми информационными ресурсами. Работает она по принципу клиент-сервер: одна программа - «сервер» занимается хранением и передачей информации по запросу других компьютеров, вторая программа - «клиент» устанавливается на компьютере пользователя и служит для посылки запросов, а также получение и отображение полученной информации на компьютере пользователя. При этом соединение между web-сервером и клиентом одноразовое: получив запрос от клиента и выдав ему документ, сервер прерывает связь. Чтобы присоединиться к сети Internet достаточно иметь любой компьютер и модем.

Российская часть сети Internet развивается высокими темпами. Сегодня российскую часть интернет представляют более десятка сетей национального масштаба, такие как EUNET/RELCOM, Global One Russian, RUN NET и др.

Система компьютерных сетей интернет использует для взаимодействия стандартные протоколы TCP/IP. Transport Control Protocol описывает каким образом два подключенных к интернет компьютера могут установить связь друг с другом с подтверждением этой связи.

Протокол IP (internet protocol) описывает, как подключенный к интернету компьютер должен разбивать данные на пакеты для передачи по сети и каким образом эти пакеты должны адресоваться, чтобы их можно было доставить до места назначения, при этом подтверждение установления связи этот протокол не предусматривает.

В интернете имеется два основных средства поиска информации реализующие разные методы поиска – каталоги и поисковые серверы. Каталоги интернета представляет собой средства хранения коллекций ссылок на различные сетевые ресурсы в первую очередь на документы www. Каталоги обеспечивают такой сервис как поиск по ключевым словам в своей базе данных, представление списков последних поступлений.

Поисковые серверы – это выделенные компьютеры, которые автоматически посматривают ресурсы сети интернет, при этом пользователь сообщает поисковому серверу фразу или набор ключевых слов, описывающих интересующую его тему. В ответ на такой запрос сервер сообщает пользователю список соответствующих ресурсов. Среди наиболее востребованных поисковых серверов являются: Yandex, Rambler, Google.

Телеконференции

Являются активной формой групповой работы, позволяя организовать обсуждение вопросов и обмен мнениями студентов между собой и с преподавателями.

Телеконференции (tele – от греч. «далеко») могут служить основой для ведения учебной работы на расстоянии. Позволяют организовать публичное обсуждение различных вопросов, устраивать обмен мнений среди слушателей.

Существуют два типа заочных конференций off-line и очных on-line позволяющие проводить дискуссию в реальном режиме времени. Интерактивное общение пользователей в режиме on-line реализуется с помощью системы Internet Relay Chat (IRC), эта система предназначена для бесед в режиме реального времени и существует благодаря высокой скорости передачи информации в сети интернет.

В этом случае участники видеоконференции имеют возможность в режиме реального времени обмениваться аудио и видео информацией, а также передавать различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы. Видеоконференции по так называемым каналам Integrated Service Digital Network ISDN (цифровая сеть с информацией услуг) обладает большими педагогическими возможностями. Эта сеть подобна телефонной, но может одновременно с высокой скоростью и качеством передавать голос, текст и видеоданные.

Лекция 5

Наши рекомендации