Назначение и технические характеристики
Гирокомпас “Стандарт 20 плюс” предназначен для использования на морских судах любого типа.
Характерными особенностями ГК являются:
Ø отсутствие у него кардановых ошибок;
Ø применение самосинхронизирующейся репитерной системы, использующей цифроаналоговые репитеры;
Ø применение цифровой коррекции скоростной и инерционной девиации с помощью специального блока;
Ø наличие различных выходных интерфейсов: аналоговых, цифровых, шаговых;
Ø наличие встроенных систем диагностики;
Ø возможность использования прибора на судах, скорость движения которых может достигать 70 узлов;
Ø высокая угловая скорость (75 0/с) отработки следящей системы;
Ø регламентное обслуживание один раз в три года.
Статическая погрешность определения гирокомпасом курса судна составляет ±0,10 secφ, где φ – широта места судна. Его динамическая погрешность не превышает ±0,40 sesφ.
Гироскоп устанавливается в меридиан с ошибкой, не превышающей ±20, в течение 3 часов. Максимальная точность показаний достигается примерно через 5 часов после включения прибора.
Гирокомпас может работать при температурах окружающей среды от минус 100С до плюс 550С и при наличии качки судна с углами, не превышающими 450.
Питание гирокомпаса осуществляется от сети постоянного тока, напряжением 24 В. Максимальная мощность, потребляемая прибором в режиме нагрева, составляет 70 Вт, в режиме разгона гиромоторов 35 Вт и в рабочем режиме – 30 Вт.
Состав простейшего комплекта гирокомпаса “Cтандарт 20 Компакт” показан на рис. 3.1. Он включает в себя основной прибор 1, цифроаналоговый репитер 2 и соединительную коробку 3. Прибор имеет выходы в цифровом формате (стандарт NMEA 0183) для подключения внешних потребителей. Всего можно подключить до восьми потребителей и репитеров. Указанная комплектация не имеет блока коррекции девиаций ГК.
Базовая модель гирокомпаса дополнена блоком коррекции его девиаций. Блок подключается к лагу и системе позиционирования для автоматического введения в него информации о скорости судна и широте его места. Допускается ручное введение названных параметров. С указанного блока можно управлять работой прибора.
Возможна комплектация изделия двумя гироблоками, одним гироблоком и одним магнитным компасом (МК), двумя гироблоками и одним МК. Пример последнего варианта комплектации показан на рис. 3.2. Как обычно, в основном приборе размещается чувствительный элемент компаса, цифровой индикатор курса судна, а также система трансляции курса. Для записи курса может использоваться принтер.
Блок управления включает в себя систему питания ГК, преобразователь информации о курсе судна для отображения ее на репитерах и введения в другие системы, корректоры ошибок ГК и МК и системы защиты от перегрузок.
Пульт управления гирокомпасом включает в себя цифровой индикатор курса судна, который дополнительно отображает текущее состояние системы и сигнализирует о наличии неисправностей, а также устройства, позволяющие управлять работой ГК и вводить вручную информацию, необходимую для коррекции его ошибок.
Пульт управления магнитным компасом отображает курс судна, полученный с МК, состояние систем МК, сигнализирует о наличии неисправностей и ошибок курсоуказания, обеспечивает возможность введения сигналов коррекции показаний МК вручную.