Распределительная логистика
Распределить – это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть. В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса.
Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения. Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, т. е. делить что-либо между кем-либо здесь приходится на всех этапах:
- распределяются заказы между различными поставщиками при закупке материалов;
- распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;
- распределяются материальные запасы между различными участками производства;
- распределяются материальные потоки в процессе продажи;
- распределить готовую строительную продукцию между конечными потребителями.
6.1. Основы распределения: организация процесса и его участники
В целостной стратегии распределительной логистики можно выделить две основополагающие стороны. Это изучение потребности рынка (чем занимается маркетинг) и каковы способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей (путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания).
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик – потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика.
В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- каков оптимальный канал доставки продукции до потребителя;
- как заключить договора на распределение продукции;
- нужна ли распределительная сеть, если да, то какая, где и сколько;
- какой уровень обслуживания необходимо обеспечить, а также на ряд других вопросов.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю. Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным.
Потребление производственное – это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда. Потребление непроизводственное – это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе – каналом распределения. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистический системы до другой.
Каналы распределения материалов можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению материала и права собственности на него к конечному потребителю.
Каналы могут быть горизонтальными и вертикальными (действуют как единая система). Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: от чьего имени работает посредник и за чей счет ведет операции.
Дилеры – посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителями на условиях франшизы, именуются авторизованными.
Дистрибьюторы – посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Дистрибьюторы не являются собственниками продукции. По договору ими приобретается право продажи продукции.
Комиссионеры – посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионеры являются посредниками только для производителя, а не для конечного потребителя, деньги перечисляются на счет производителя.
Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица. Агенты выступают от имени производителя и за его счет.
Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов.