Компоненты информационной культуры личности

В содержание информационной культуры личности входят следующие компоненты: когнитивный, операционно-содержательный, коммуникативный и ценностно-рефлексивный. Рассмотрим кратко их содержание.

Когнитивныйкомпонент характеризует отношение учащегося к теории и практике информатизации (знания и представления о новой информационной картине мира в гипотезах и теориях). В него входят:

Представления о ...

а) видах информации (по способу восприятия, по степени значимости);

б) формах представления информации (знак, слово, предложение, текст, число, график, звук);

в) источниках информации (наблюдения, люди, учреждения, книги, газеты, радио, телевидение, базы данных, Интернет);

г) организации информации (порядок, номер, алфавит);

Знания...

а) сущности информации, информационного процесса, информационной технологии;

б) свойств информации (субъективность (объективность), достоверность, полнота, актуальность, полезность (ценность), понятность);

в) роли и значения информации в современном мире;

г) общих принципов устройства и работы компьютеров и их логико-функциональной структуры, конкретных примеров их применения и перспектив развития;

д) о принципах, методах и средствах поиска, анализа, оценки, применения и обработки инфор мации.

Операционно-содержательныйкомпонент определяет систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося, а именно:

Умения ....

а) ОПРЕДЕЛЯТЬ возможные источники информации и стратегию ее поиска и получения;

б) АНАЛИЗИРОВАТЬ полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;

в) ОЦЕНИВАТЬ информацию с точки зрения ее полезности, достоверности, точности, достаточ ности для решения конкретной проблемы (задачи);

г) РАСПОЗНОВАТЬ потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;

д) ИСПОЛЬЗОВАТЬ результаты процессов поиска, получения, анализа, обработки и оценки информации для принятия решения;

е) СОЗДАВАТЬ новые (для конкретного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;

ж) СОЗДАВАТЬ и ПОПОЛНЯТЬ собственные банки знаний за счет лично ориентируемой и зна чимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;

з) ИСПОЛЬЗОВАТЬ современные информационные и коммуникационные технологии при работе с информацией;

и) РАБОТАТЬ с информацией индивидуально и в группе;

к) ГРАМОТНО СФОРМУЛИРОВАТЬ задачу, возникающую в практической деятельности и РЕАЛИЗОВАТЬ на практике основные этапы решения этой задачи (алгоритмизация, программирование и отладка на ЭВМ).

Коммуникативныйкомпонент включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия «учащийся - компьютер -информационная среда». Основу коммуникативной компоненты составляют:

а) способы поиска и каналы получения необходимой информации;

б) применение полученной информации в различных сферах своей деятельности;

в) способы распространения новой информации;

г) обращение к различным источникам и их характеристика (в т.ч. интенсивность);

д) формы деятельности в Интернете;

е) нормы поведения в глобальных компьютерных сетях (правила сетевого этикета).

Ценностно-рефлексивныйкомпонент, представляющий систему сочетающую жизненные установки, оценки и отношения к миру, интерес и побуждения к овладению информацией, состоит из следующих элементов:

а) признание ценностей современного общества и грядущей информационной цивилизации, следование этим ценностям в своей деятельности;

б) индивидуальные и коллективные информационные потребности и интересы;

в) мотивы и ожидания при обращении к различным источникам информации;

г) предпочтительность каналов получения необходимой информации;

д) степень удовлетворенности информационных потребностей;

е) самооценка информационной компетентности;

ж) отношение к девиантному поведению в Интернете.

Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.

Наши рекомендации