Компоненты информационной культуры личности
В содержание информационной культуры личности входят следующие компоненты: когнитивный, операционно-содержательный, коммуникативный и ценностно-рефлексивный. Рассмотрим кратко их содержание.
Когнитивныйкомпонент характеризует отношение учащегося к теории и практике информатизации (знания и представления о новой информационной картине мира в гипотезах и теориях). В него входят:
Представления о ...
а) видах информации (по способу восприятия, по степени значимости);
б) формах представления информации (знак, слово, предложение, текст, число, график, звук);
в) источниках информации (наблюдения, люди, учреждения, книги, газеты, радио, телевидение, базы данных, Интернет);
г) организации информации (порядок, номер, алфавит);
Знания...
а) сущности информации, информационного процесса, информационной технологии;
б) свойств информации (субъективность (объективность), достоверность, полнота, актуальность, полезность (ценность), понятность);
в) роли и значения информации в современном мире;
г) общих принципов устройства и работы компьютеров и их логико-функциональной структуры, конкретных примеров их применения и перспектив развития;
д) о принципах, методах и средствах поиска, анализа, оценки, применения и обработки инфор мации.
Операционно-содержательныйкомпонент определяет систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося, а именно:
Умения ....
а) ОПРЕДЕЛЯТЬ возможные источники информации и стратегию ее поиска и получения;
б) АНАЛИЗИРОВАТЬ полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
в) ОЦЕНИВАТЬ информацию с точки зрения ее полезности, достоверности, точности, достаточ ности для решения конкретной проблемы (задачи);
г) РАСПОЗНОВАТЬ потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
д) ИСПОЛЬЗОВАТЬ результаты процессов поиска, получения, анализа, обработки и оценки информации для принятия решения;
е) СОЗДАВАТЬ новые (для конкретного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
ж) СОЗДАВАТЬ и ПОПОЛНЯТЬ собственные банки знаний за счет лично ориентируемой и зна чимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
з) ИСПОЛЬЗОВАТЬ современные информационные и коммуникационные технологии при работе с информацией;
и) РАБОТАТЬ с информацией индивидуально и в группе;
к) ГРАМОТНО СФОРМУЛИРОВАТЬ задачу, возникающую в практической деятельности и РЕАЛИЗОВАТЬ на практике основные этапы решения этой задачи (алгоритмизация, программирование и отладка на ЭВМ).
Коммуникативныйкомпонент включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия «учащийся - компьютер -информационная среда». Основу коммуникативной компоненты составляют:
а) способы поиска и каналы получения необходимой информации;
б) применение полученной информации в различных сферах своей деятельности;
в) способы распространения новой информации;
г) обращение к различным источникам и их характеристика (в т.ч. интенсивность);
д) формы деятельности в Интернете;
е) нормы поведения в глобальных компьютерных сетях (правила сетевого этикета).
Ценностно-рефлексивныйкомпонент, представляющий систему сочетающую жизненные установки, оценки и отношения к миру, интерес и побуждения к овладению информацией, состоит из следующих элементов:
а) признание ценностей современного общества и грядущей информационной цивилизации, следование этим ценностям в своей деятельности;
б) индивидуальные и коллективные информационные потребности и интересы;
в) мотивы и ожидания при обращении к различным источникам информации;
г) предпочтительность каналов получения необходимой информации;
д) степень удовлетворенности информационных потребностей;
е) самооценка информационной компетентности;
ж) отношение к девиантному поведению в Интернете.
Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.