Блок 3. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака.

3.1 (1). В выделенных словах одной чертой подчеркните буквы, обозначающие твердые согласные звуки, а двумя – мягкие.

Вотполянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал.

3. 2 (1). В выделенных словах одной чертой подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, двумя – глухие.

Андрей объявил, что он будет участвовать в математической олимпиаде.

3.3 (1). Запиши слова в три столбика: 1) содержащие только твердые согласные; 2) содержащие только мягкие согласные; 3) содержащие и твердые, и мягкие согласные.

Сад, кричать, гвозди, пар, часы, дело, волны, лыжи, нести, далеко, часть, щелкать, летать, щеки, чай, липа, дата, кукушка, сшила, дети.

____________________________________________________________________

3.4 (1). Запиши слова в три столбика: 1) содержащие только звонкие согласные; 2) содержащие только глухие согласные; 3) содержащие и глухие, и звонкие.

Жук, осока, вол, лежал, солнце, жужжал, скажите, объясните, милый, этот, звук, ножницы, чаща, рука, шалость, степь, сарай, цифра, редиска, жар.

3.5 (1). Спишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

3.6 (2). Запишите по пять слов, в которых: 1) есть только твердые согласные, 2) есть только мягкие согласные, 3) только звонкие согласные, 4) только глухие согласные.

______________________________

Блок 4. Двойная работа букв Е, Ё, Ю, Я.

4. 1 (1). Запишите слова в два столбика: 1) в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук и мягкость предыдущего согласного; 2) в которых эти буквы обозначают два звука.

Ежик, лень, шлюпка, люлька, юбка, споем, речка, вьюн, листья, село, семь, вёл, елка, юла, Люба, ель.

_________________________________________________

__________________________________________________

4.2 (1). Сколь букв и сколь звуков следующих словах?

Юг_________, ясный_________, ем___________, вёз____________, вяз__________, поезд______,

каюта__________, льет_________, объявление_________, иллюминация__________.

4.3 (2). В каких словах не совпадает количество букв и звуков? Систематизируйте эти слова, запишите, объясните почему.

_____________________________________________________________

4.4. (1). В каких словах звуков больше, чем букв? Запишите, объясните, почему.

____________________________________________________________________

4.5 (1). Путем записи частичной транскрипции покажите, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в каких – один звук и мягкость предыдущего согласного.

____________________________________________________________________

Блок 5. Слог, ударение.

5.1 (1). Подчеркните правильные варианты ответа.

5.2 (1). В скобках укажите количество слогов в каждом слове.

5.3 (1). Вспомните и запишите, каким способом можно определить количество слогов в слове._____________________

5.4 (1). Продолжите ряд слов, демонстрирующих, что русское ударение свободное. Не забывайте отмечать место ударения в каждом слове и номер ударного слога. Приведите не менее 10 слов.

5.5 (1). Продолжите ряд слов (форм слов), показывающих, сто русское ударение подвижное. Не забывайте отмечать место ударения в формах слов и номер ударного слога. Приведите не менее 4-5 слов.

 
 

5.6 (1). Прочитайте про себя. Можно ли сказать, как каком слоге ударение? Почему? Произнесите эти слова сначала с ударением на одном, затем на другом слоге. Сделайте вывод, запишите его.

Дроби, кругом, соли, замок, дома.

_______________________________________

5.7 (1). Прочитайте и озаглавьте текст. Перепишите предложении, которые содержат самую важную информацию по изучаемой теме. Затем закройте тетрадь и перескажите этот текст. Не упуская главного.

Предметная линия: ОРФОЭПИЯ.

Наши рекомендации