Практическая работа №11: «Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества в XVIII веке».
Задание:самостоятельно изучимте материал по тему и выполните пр№11. Выполнить работу нужно либо в форме сообщения, либо в форме презентации (7-10 слайдов), сообщение распечатать, титульный лист взять у секретаря в учительской. Презентацию скинуть мне в 314 каб. к следующему уроку.
Доклад, сообщение– это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Сообщение– вид самостоятельной работы студентов. Он может быть представлен в устной и письменной форме.
Письменное сообщение– это запись устного доклада по какой-либо теме объемом от пяти до пятнадцати страниц. В таком сообщении не обязательно:
· выделять структурные элементы работы в виде плана;
· выделять заголовки внутри текста;
· ссылаться на использованную литературу по ходу текста.
Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы.
При подготовке сообщения целесообразно соблюдать следующий порядок работы:
1. подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием;
2. пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки;
3. составить план доклада;
4. используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к изучаемой теме и ее содержанию;
5. прочитать текст и отредактировать его;
6. оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов.
Требования к устному представлению сообщения: (вам не нужно)
1. Мотивационная часть: сообщить новую информацию, объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов;
2. Аналитико-синтетическая часть: формирование основных мыслей, положений, написание текста;
3. Исполнительная часть: представление основных выводов сообщения.
Требования к оформлению доклада:
Объем – 3-10 страниц, Интервал -1,5, Шрифт - Times New Roman, 14., Поля – по 2 см справа, слева, снизу и сверху. Номера страниц – внизу и по центру.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3. Составить план доклада.
4. Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5. Прочитать текст и отредактировать его.
6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Речь докладчика должна быть правильной, чёткой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.
Примерная структура доклада:
1. Титульный лист.
2. Текст работы.
3. Список использованной литературы.
Подготовка презентации:
Презента́ция (от лат. praesento — представление) - документ или комплект документов, предназначенный для представления проекта. Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Презентация может представлять собой сочетание текста, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.
В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями.
· Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.
· Презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов.
· Презентация, созданная для видеодемонстрации, не содержит интерактивных элементов, включает в себя видеоролик об объекте презентации, может содержать также текст и аудиодорожку.
Каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.
Требования к оформлению:
1) шрифт не менее 20, т.е. не более 16 строчек на слайде;
2) все изображения подписываются;
3) старайтесь не использовать более трех цветов на слайде;
4) объем 7-10 слайдов, постарайтесь на одном слайде охарактеризовать одно сословие;
Материал в помощь:
Духовенство.
Православное духовенство делилось на «белое» (патриарх, митрополит, архиепископ) и «черное» (монахи).
К началуXVIIв. русское духовенство пропиталось религиозной самоуверенностью, считая себя единственным обладателем и хранителем христианской истины, чистого православия. Положение духовенства на протяжении XVIII в. улучшалось, (только Петр Iвводил некоторые ограничения), ибо возрастал объём сословных прав и привилегий. Елизавета отменила последние натуральные повинности, лежавшие на духовенстве; Екатерина II в 1764г. освободила его от поборов в пользу епархиальных властей, в 1767г. запретила телесные наказания священников, в 1771г. – дьяконов по приговорам духовных судов, а в 1801г. по приговорам светских судов. Улучшилось материальное положение духовенства, вырос его культурный и образовательный уровень. Это повысило значимость священнослужителей в глазах населения. Эстетическое воздействие исходило от красоты храмов. В возвышении нравов большую роль играло слово, проповедь. Митрополит Платон – иерарх XVIIIв. Отличался великолепным красноречием. Однако в XVIIIв. Сохраняются и такие нравы, как пьянство, разврат, нечестность.
Купечество.
Нравы купеческого сословия описываются в записках иностранцев. Регламентом Главного магистрата 1721г. городское население делилось на две гильдии. В первую включены банкиры, знатные купцы. Ко второй гильдии отнесены все торгующие мелочными товарами и харчевыми припасам. В третий разряд, который не назван гильдией, включены чернорабочие и лица наемного труда. В облагораживании купеческих нравов сыграла свою роль и религиозность, желание обрести благодать в жизни вечной через соблюдение евангельских заповедей в земной жизни. 17 марта 1775г. Манифест Екатерины II об учреждении купеческих гильдий, принадлежность к которым зависела от объявленного каждым купцом капитала – «по совести». Городовое положение 1785г. относило купцов с капиталом свыше 10тыс. рублей к первой гильдии; с капиталом 5 – 10тыс. ко второй гильдии; с капиталом 1 – 5 тыс. – к третьей (в 1861г. третья гильдия официально отменена). Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдий – от телесного наказания.Разбогатевшие купцы торопились записать своих сыновей на службу, чтобы те смогли добиться ставшего теперь доступным звания дворянина. Образ жизни купца XVIIIв. Можно описать следующим образом: Верхом его мечтаний было «иметь жирную лошадь, толстую жену, крепкое пиво, в доме своем собственную светелку, баню и сад. Поэтому он стремился получить как можно больше прибыли, иначе мечте не суждено осуществиться. Вставал купец рано и приходил в лавку зимой с первым лучом солнца, а летом – в шесть часов утра. Открывал её, садился за стол и вместе с знакомыми и покупателями пил сбитень или чай, а затем принимался за торговые дела. Тогда успех в торговле зависел от умения зазывать к себе покупателя, отбив его у соседа. Когда покупатель заходил в лавку, то купец ублажал его различными способами, пытаясь продать товар втридорога. Пьянству предавались многие купцы. На «малый запой» отводилась неделя, на «большой» - до месяца. Не следует думать, что все купцы обвешивали, обсчитывали и обкрадывали покупателя, встречались и порядочные, дорожившие своей честью.
Казачество.
Весьма своеобразны были нравы казачества, внесшего значительный вклад в защиту нашего Отечества от внешних врагов. Для понимания нравов казачества необходимо знать его происхождение. Суровые и жестокие условия жизни диктовали и определенные нравы.
Начало формирования казачьих сообществ обычно относили к XVв.. Рядом Жалованных грамот, особенно грамотой 1739г., государство передавало земли казачьим обществам в вечное пользование, а общества или войска передавали их в такое пользование казачьим станицам. По мере становления сословной организации казачества происходило расхождение его интересов с интересами других сословий – не только дворянства, но и основной массы крестьянства. С конца XVII в. Правительство приступило к уничтожению некоторых вольностей: запрещало принимать новых людей, требовало выдачи беглых. В XVIII в. казачество превращалось в замкнутое военное сословие. Казаки не представляли собой однородной массы. Зажиточные казаки группировались вокруг атамана, в их руках была большая часть скота, рыбных промыслов. От них резко отличались голутвенные казаки, пришлый люд. Война для казака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода. Он не столько боялся войну, а любил её и заботился о том, чтобы умереть в бою как истинный рыцарь. Поэтому для казака характерна смесь добродетелей и пороков. Благодушие, щедрость, бескорыстие, простота в быту, честность. Но с другой стороны – хвастовство, легкомыслие, лень и беспечность, пьянство. Обыденная повседневная жизнь запорожских казаков складывалась следующим образом: «Казаки поднимались на ноги с восходом солнца, умывались холодной водой, молились богу и после молитвы, спустя некоторое время, садились за стол к горячему завтраку. Время от завтрака до обеда казаки проводили разно: кто объезжал коня, кто осматривал оружие, кто упражнялся в стрельбе, кто чинил платье, а кто просто лежал на боку. Время от обеда до ужина проводилось в тех же занятиях. Вечером ужинали горячим ужином, молились и ложились спать. Другие собирались в небольшие кучки и веселились: играли на кобзах, цимбалах, кожах, свистели на сопилках и тут же танцевали. Третьи просто пели без музыки и пляски; четвертые собирались в углах куреня и при зажженных свечах играли в карты, проигравшего таскали за чуб; играли в кости».
Большие праздники отмечались торжественно. Донские казаки высоко ценили семейную жизнь, к женатым относились с уважением. Для нравов характерно почитание старших, веселый нрав, хороший ум, хитрость, беспощадная месть врагу.
Жизнь крестьян.
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Отрывок.
«…В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел на часы. – Перваго сорок минут. Я выезжал в субботу. Сего дня праздник. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно не господская.
Барин. Бог в помощь. (Я подошел к крестьянину.) Бог в помощь. Крестьянин. Спасибо барин (отряхнув сошник, и перенес соху на новую борозду).
Барин. Ты конечно раскольник, что пашешь по воскресеньям. Крестьянин. Нет, барин я прямым крестом крещусь, А бог милостив с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья.
Барин. Разве тебе всю неделю нет времени работать, что ты и в воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар.
Крестьянин. В неделе то барин шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшееся в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки, для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды.
Барин. Велика ли у тебя семья?
Крестьянин. Три сына и три дочки. Первинькому то десятый годок.
Барин. Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
Крестьянин. Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как ета устанет, возьмусь за другую. Барин. Так ли ты работаешь на господина своего. Крестьянин. Нет барин, грешно было бы так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две, для семи ртов, сам ты щет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барин оброк берет с крестьянина. Правда, иногда добрые господа берут более 3рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье заводится отдавать деревни…на аренду. А мы называем ето отдавать головой. Голой наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того чтобы он подушныя платит за нас. Самая дьявольская выдумка, отдавать крестьян своих чужому в работу.
Барин…мучить людей законы запрещают. Крестьянин. Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь в мою кожу.
Пахарь запряг лошадь и начал новую борозду».