Тема 5. Системы пространственной звукопередачи и звуковоспроизведения в современных средствах звукозаписи, радиовещания, концертно-театральной технике и мультимедийных системах.
Системы звукопередачи в современных средствах телевидения, радиовещания, звукозаписи и мультимедиа. Классификация систем звукопередачи. Монофонические системы звукопередачи. Область применения. Стереофонические системы звукопередачи. Стереосистемы с панорамным и адаптивным кодированием. Пространственные системы звукопередачи: Dolby Surround, бинауральные системы. Звуковые системы в средствах мультимедиа. Перспективы развития современной аудиотехники.
Контрольные вопросы:
1.Одинакова ли осевая чувствительность и по диффузному полю для направленных микрофонов?
2. Во сколько раз «импеданс» «нагрузки» должен отличатся от «источника» в режиме bridge?
3. Изменяется ли характеристика направленности микрофона с изменением частоты?
4. В зависимости от строения акустической части, микрофоны различаются на … (назвать)?
5. Как называется микрофон, капсюль которого помещен в фокусе параболического отражателя, его характеристика направленности?
6.Какую характеристику направленности имеет микрофон-приемник градиента давления?
7.Какое напряжение имеет фантомный источник питания микрофонов?
8.Возможность работы с длинными кабелями это преимущество, каких конструкций микрофонов?
9. На, микрофонах, какой направленности больше всего сказывается эффект близости «апроксимация»?
10. На каком расстоянии от твердой поверхности направленная микрофонная система ПЗМ будет эффективно работать?
11. У какой стереосистемы АВ или ХY ярче выражен эффект «гребенчатой фильтрации»?
12. АС являются последней цепочкой звуковоспроизводящих трактов. Их можно разделить по предназначению на …..?
13. Зависит ли сопротивление акустической системы от частоты?
14. Если входное сопротивление акустической системы ниже, чем номинальное для усилителя сопротивление нагрузки, то какими будут в воспроизводимом сигнале нелинейные искажения?
15. Какую нелинейность имеют АЧХ качественные современные акустические системы (в пределах …дБ)?
16.Какова форма применяемых в конструкции диафрагм для СЧГГ?
17. Для чего применяют в СЧГГ коротко – замкнутые медные витки?
18. Определите диапазон частот, используемый при проектировании ВЧГГ?
19. Отсутствие демпфирования при установке громкоговорителя приводит к эффекту «бубнения» на НЧ – для, каких конструкций корпусов это характерно?
20. Перечислите основные виды конструкций корпусов акустических систем?
21. Что применяют для ослабления электрического сигнала за пределами рабочей полосы частот громкоговорителей?
22. В чем заключается различие систем озвучивания и звукоусиления?
23. Как называется подводимая мощность, при которой акустическая система может длительное время работать без механических и тепловых повреждений?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практическое задание:
Написать реферат на одну из предложенных тем (или свою):
1. Конструктивные параметры и электроакустические характеристики акустических систем категории HI-FI
2 Конструктивные особенности стереотелефонов ведущих зарубежных фирм.
3. Параметры и особенности конструкций студийных контрольных агрегатов фирм Genelec, JBL Tannoy и др.
4.Принципы построения пространственных систем Dolby-Surround, Pro logiс, Digital , примеры их применения
5.Микрофоны на TV (студийные и для прямого эфира).
6 .Рупорные громкоговорители и линейные массивы компании Dynacord, Electro- Voice.
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И.А. Акустические системы и громкоговорители. Основы устройства. Учебное пособие, С-Пб.ГУТ, 2000. – 65 с.
Алдошина И.А. Громкоговорители // www.oudspeakers.htm, 2007.
Алдошина И.А., Войшвилло А.Г. Высококачественные акустические системы. М. Радио и Связь.1986. – 110 с.
Качерович А. Н. Акустическое оборудование киностудий и театров. М., 1980.
Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий. М., 1996.
ПавловскаяВ.Н., Качерович А.Н., Лукьянов А.П. Акустика и электроакустические аппараты. М., Искусство,1986.
Радиовещание и электроакустика. Учебник под ред. Ковалгина Ю.А., М."Радио и Связь", 1998. – 790 с.
Хореев А.А. Средства акустической разведки. Направленные микрофоны и лазерные акустические системы // http://www.st-s.su/publications/2008/horev/index.htm
NisbettA. The Use of Microphones. IN/OUT. M,1997.
Дисциплина
«Специфика звукорежиссуры на радио и телевидении »
Звукорежиссура на телевидении это творческое руководство и организация
процесса записи или прямого эфира: новостей, музыкального, документального, учебного, рекламного или другого материала для последующего неоднократного воспроизведения и хранения. Главная задача звукорежиссера ТВ - помимо качественной звуковой продукции, обеспечить еще и органичное восприятие слушателем и изображения, и звука. В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- структуру радиовещания и телевидения;
- основные требования к выходному уровню сигнала, отечественные и международные стандарты;
- технологию создания звукового ряда к кино-, видеофильмам, ТВ программам.
- организационную структуру телестудий.
- организацию оперативной работы, ее особенности в зависимости от программ (новости, музыкальные программы, спортивные, реалити – шоу)
Тематические разделы IV курс VIII семестр: