Сущность понятия «критическое мышление» и его особенности
Критическое мышление – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью [9, с. 9].
Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения [13, с. 7].
Изначальным этапом в школе является не те способы, которыми должен овладеть ученик, и даже не знания, а воспитание настоящей индивидуальной личности, которая должна сама уметь сформировать собственное мнение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, ставить перед собой конкретные цели и уметь достичь их различными способами.
Здесь нам как раз поможет технология критического мышления, так как благодаря ей ученик способен увидеть сам суть проблемы, и трезво находить пути её решения. У него формируются рефлексивные умения относительно своей же деятельности, а также умения анализа своих действий и выявления в них допущенных ошибок.
Также данная технология формирует такое качество, при котором ученик может отказаться от собственной же теории (высказывания, вывода, решения, предположения, и т.д.) в пользу более верного.
Основные цели технологии:
1) познакомить с базовыми принципами критического мышления;
2) познакомить с некоторыми приёмами и средствами развития критического мышления в вузовской образовательной практике [3, с. 319].
Такой ученик будет использовать различные информационные технологии для достижения своей цели, нахождения и полезной и отсеивания бесполезной для себя информации. Плюс ко всему, в настоящее время человечество оценивает не столько количество и качество знаний, сколько возможность быстро выбрать из них подходящие, путём критического анализа и умением самостоятельно принимать решения.
Развитие интеллекта учеников связано не с использованием памяти и накоплением её объёма, а именно с тем, чтобы ученик учился мыслить самостоятельно, иначе смысл иметь полную голову знаний, но не иметь возможности эти знания использовать?
Исходя из этого, можно смело сказать, что такой ученик сможет успешно адаптироваться к потоку современной жизни, так как он уже, начиная с начальной школы, будет уметь быстро реагировать на изменения информационной среды, находить решения во многих неоднозначных вопросах, исключая неверное и выбирая наиболее верное решение для поставленных целей.
Для того чтобы учащиеся могли свободно и правильно пользоваться собственным критическим мышлением, они должны овладеть определёнными умениями, представленными ниже:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает собственной информацией.
3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении и не бросит всё на половине пути.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения и в следующий раз уже обойдёт или не допустит повторно эту же ошибку.
5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход своих же рассуждений [.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний [14].
Так как в настоящее время очень быстро изменяется система образования, у учеников должны быть сформированы умения быстро реагировать на данные изменения, адаптироваться к ним и использовать их самостоятельно.
Если ученик обладает данными умениями, в той или иной степени, то он сможет без труда выработать собственное критическое мышления и без труда пользоваться им в нужной для этого ситуации.
Теперь мы перейдем к рассмотрению особенностям критического мышления в младшем школьном возрасте.
Стоит для начала отметить, что младший школьный возраст – это такой особенный возраст для детей, когда многие произвольные психические процессы (а именно: мышление, восприятие, память) становятся регулируемыми. В данный возрастной период осуществляется переход от мышления наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Жан Жак Пиаже, изучавший детское мышление установил, что мышление ребенка 6-7 лет имеет следующие особенности:
1) не сформированы представления о пространстве основных свойств вещей, т.е не понимают принципа сохранения.
2) не способность учесть сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменения. Дети склонны обращать внимание только на одну, наиболее очевидную для них характеристику объекта, игнорируя остальные. [14].
К концу младшего школьного возраста среди детей можно выделить такие группы:
1) Теоретики – дети, которые легко решают задачи в словесном плане.
2) Практики – дети, которым нужна опора на наглядность.
3) Художники – дети, у которых яркое образное мышление.
Наиболее характерными особенностями развития критического мышления в младшем школьном возрасте являются: оценочная деятельность (как своих, так и чужих действий), предрасположенность к поиску и осваиванию новых идей, рефлексия собственных суждений.
Итоговым моментом является овладение учеников следующими умениями: применение аргументов в спорах или обсуждениях; отличие фактов от предположений; поиск новых путей решения к старым проблемам; отличие обоснованного суждения от спонтанного; видеть ошибки в изучаемом материале и искать пути их решения.