Своеобразие обучения в разных возрастных группах
Воз-т | Структура уч деятельности | Содержание уч процесса | методы | формы |
1г. ж | Начинает формироваться умение слушать и слышать речь взрослых, формируются предпосылки учебной деятельности (дети учатся узнавать некоторые в соответствии с их свойствами, овладевая при этом несложными действиями (открыть, закрыть, катать, вызвать звук). | - развитие сенсорики ребенка (формирование ощущения и восприятия: зрительного, слухового); - развитие предметных действий; - развитие движений (сначала ползанье, затем ходьба); - развитие речи детей | Показ действий с предметами; Показ движений; Помощь ребенку в самостоятельной деятельности с предметами; «совместные действия». | Индивидуальное общение с ребенком; Организация самостоятельной деятельности ребенка с игрушками, дидактическими материалами, пособиями, подгрупповые занятия (с2-3 детьми) после 9 мес. |
2г. ж. | В структуре четко выделяются части, направленные на решение двух задач: 1)ориентировку детей в новых предметах и свойствах; 2)последующее освоение представлений и действий. | Ориентировка в окружающем становится более конкретной (дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять некоторые особенно яркие свойства (форма, цвет, величина), пользоваться ими, знакомятся с предметами бытового назначения (мебель, посуда, одежда); различают и называют некоторых животных, выделяют их основные части, характер движения, издаваемые звуки. Формирование разнообразных действий с предметами (дидактическими игрушками, строительным материалом, различными предметами-орудиями) Развитие основных движений; Формирование первых умений различать музыкальные звуки, первые речевые реакции, появление ритмичности; Развитие речи – овладевают первыми обобщениями. | Рассматривание предметов, картинок; Дробный показ действий с игрушками, предметами; Целостный показ; «совместные» действия; словесное указание (в конце второго года жизни) | Занятия подгруппами (2-3- раза в день), организация самостоятельной деятельности детей с предметами и игрушками, дидактическим материалом). |
3г ж | Формирование первоначальных навыков учебной деятельности: Умение принять задачу, слушать и слышать речь взрослого, отвечать на вопросы; В изодеятельности и конструировании дети учатся выделять результаты как цель своих действий на занятии; Мотив участия в образовании, непосредственное использование материалов, потребность в совместных действиях со взрослым, подражательность. | 1) дальнейшее развитие ориентировки в окружающем: представление о труде взрослых, о живой и неживой природе; 2) освоение первых элементарных знаний на основе установления несложных связей между объектами и явлениями действительности; 3) дальнейшее совершенствование ощущения и восприятия – формирование знаний о сенсорных эталонов, умение их использовать в продуктивных видах деятельности – знакомство с изобразительным материалом, первые навыки граф изображения, создавать образ в изображении; 4) развитие речи детей – обучение выразительной речи; 5) движения под музыку, основные виды движений, освоение элементарными трудовыми умениями. | Чередование показа, способа действия, с использованием …. Детей; Сочетание слушания речи воспитателя с активной речью детей; Наблюдение; Демонстрация картин, явлений; Показ способа действия; Упражнения; Короткий рассказ; Игровые методы; Игровые упражнения (с 2-3 детьми – вне занятий); Общая оценка. | Подгрупповые занятия (2р. в день) по 10-15 м; Индивидуальные занятия с детьми; Повседневное обучение вне занятий. |
II мл. Ср.гр. | Постепенно происходит развитие мотивационной сферы – появляется желание научиться чему-либо, для того, чтобы получить одобрение воспитателя, родителей и сверстников. К к. средней группы начинает формироваться познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Дальнейшее развитие навыков и умений учебно-познавательной деятельности: закрепляется умение принимать задание и достигать результата, овладевать умениями действовать по указанию взрослого, слушать и слышать не только воспитателя, но и детей; формировать первоначальные умения и самооценки результатов деятельности; Дети обучаются сравнению, первоначальному обобщению, умению связно отвечать на вопросы | Формировать достаточно отчетливые и конкретные представления о предметах и явлениях, включение основной физической характеристики, взаимодействие с другими объектами. В средней осуществляется первоначальная систематизация знаний для упорядочивания пр-й (например, систематизируются представления о конкретных видах труда взрослых – устанавливается связь между потребностью в предмете и целью труда, между последовательностью трудовых действий и результатом труда, систематизация знаний о том или ином сезоне и т.д. | Наглядный и практический методы; Отдельный поисковый метод (в ср. гр опыты) Чаще использовать словесный метод (как замена показа); Меняется оценка: оценивается качество выполнения задания (общий положительный характер оценки сохраняется); Использование приемов занимательности. | Занятие со всей группой (по15-20 мин) 2 р в день; Повторные занятия с постепенным усложнением материала; Обучение в повседневной жизни (для предварительного накопления опыта + закрепления ЗУНов; Небольшие , целевые прогулки в природу и экскурсии внутри детского сада |
Ст дошк. в-т | Формируются основные компоненты учебной деятельности: умение принять задачу и поставить ее, отобрать и использовать способы решения, материалы, элементарно спланировать последовательность действий. Формировать умение оценивать как результат выполнения задачи, так и ход ее выполнения. Совершенствуется умение слушать и слышать речь воспитателя, действовать по его указанию, связно выражать в речи результаты своей познавательной деятельности. Формировать специальные виды учебной деятельности (наблюдение, слушание и речевое изложение, счетно-вычислительная деятельность). Мотив учебной деятельности – познавательный интерес. | Знания о предметах и явлениях окружающей жизни формируются как элемент ……… разного объема и разной степени обобщенности. Усложнение содержания математических представлений, художественной деятельности, совершенствуются двигательные навыки В единстве с процессом формирования знаний идет обучение речи (развивается связная речь, осваивается фонематическое восприятие, осваиваются выразительные средства родного языка. | Наблюдение сохраняет ведущее значение(все виды наблюдений); Сравнения разного вида (по памяти, с помощью иллюстраций); Поисковые действия; Моделирование; Элементарные опыты; Беседы разного типа; Вопросы, задания и т.д. (все методы обучения) | Обучение на занятиях (25-30 мин); Широкое использование целевой прогулки; Систематически проводятся экскурсии; Использование занятий, где каждое занятие занимает определенное место в формировании знаний и умений. |
Итак, обучение в детском саду, обеспечивая усвоение детьми ЗУНов, развития умственных сил и способностей, оказывает влияние на развитие всех видов деятельности ребенка, на становление личности в целом.