Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО
Направление подготовки 131000 НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО
Профили подготовки Бурение нефтяных и газовых скважин
Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти
Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ
Сооружение и ремонт объектов трубопроводного транспорта
Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки
Квалификация выпускника БАКАЛАВР
Нормативный срок обучения 4 ГОДА
Форма обучения ОЧНАЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2012 г.
АННОТАЦИЯ
Назначение ООП ВПО
Основной целью подготовки по программе является:
- формирование общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера), реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться сочетании учебной и внеучебной работы; социокультурной среды, необходимой для всестороннего развития личности;
- формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников.
Задачами образовательной программы является освоение следующих учебных циклов:
- гуманитарный, социальный и экономический цикл;
- математический и естественнонаучный цикл;
- профессиональный цикл;
и разделов:
- физическая культура;
- учебная и производственная практики;
- итоговая государственная аттестация.
Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки «Нефтегазовое дело»
Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
- Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ);
-Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 № 184-ФЗ, от 10.11.2009 № 260-ФЗ);
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Нефтегазовое дело» (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009 г. № 503;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
- Устав Горного университета.
Срок освоения и трудоемкость ООП ВПО бакалавриата по направлению «Нефтегазовое дело»
Срок освоения ООП в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Нефтегазовое дело» составляет 4 года.
Трудоемкость освоения студентом ООП составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников
Наименование ООП | Квалификация (степень) | Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск | Трудоемкость (в зачетных единицах) | |
Код в соответствии с принятой классификацией ООП | Наименование | |||
ООП бакалавриата | бакалавр | 4 года | 240 *) |
*) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока по ФГОС, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета Горного университета.
Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, и представить результаты ЕГЭ по русскому языку, физике и математике (перечень в приемной комиссии, тел.1201).
Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавры направления «Нефтегазовое дело» востребованы в ведущих нефтегазовых компаниях Российской Федерации. Основными объектами их профессиональной деятельности являются: технологии разработки и эксплуатации нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений; технические устройства, аппараты и средства для извлечения и подготовки продукции скважин; глубокие и сверхглубокие скважины (обеспечение всех этапов их строительства с целью поиска, разведки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья); системы транспорта углеводородов; магистральные и промысловые трубопроводы, насосные и компрессорные станции, газохранилища и нефтебазы.
ПРИМЕР из направления «Нефтегазовое дело»:
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: сегмент топливной энергетики, включающий освоение месторождений, транспорт и хранение углеводородов.
Возможные места работы: производственные организации, сервисные компании научно-исследовательские и проектные организации и др.
Должности, на которые может претендовать выпускник:
- при реализации производственно-технологической деятельности: младшие инженерные должности (специалист - исполнитель);
- при реализации организационно-управленческой деятельности: специалист по управлению первичным коллективом (буровой вахтой, бригадой и др.) – буровой мастер;
- при реализации экспериментально-исследовательской деятельности: специалист-исполнитель по определению параметров буровых технологических жидкостей, по выполнению экспериментальных работ (младшие инженерные должности);
- при реализации проектной деятельности: специалист по сбору материалов, документации для проектирования, оформлению результатов проектирования (младшие инженерные должности).
Объектами профессиональной деятельности бакалавров является техника и технологии строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море.
Виды профессиональной деятельности разработаны вузом совместно с заинтересованными работодателями и в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
Виды профессиональной деятельности:
а) производственно-технологическая деятельность;
б) организационно-управленческая деятельность;
в) экспериментально-исследовательская деятельность;
г) проектная деятельность.
Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО
Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению и профилю подготовки, а также в соответствии с целями и задачами данной ООП ВПО.
Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Полный состав обязательных общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника (с краткой характеристикой каждой из них) как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО представлен в таблице 2:
Таблица 2
Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание компетенции | |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
ОК-1 | обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения | Понимать смысл, интерпретировать и комментировать получаемую информацию. Собирать и систематизировать разнообразную информацию из многочисленных источников. На основе собранной информации выявлять тенденции, вскрывать причинно-следственные связи, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи. | |
ОК-2 | быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения | Понимать основные категории и законы развития природы, общества и мышления и оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности. Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве. | |
ОК-3 | логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | Cпособность и готовность выпускника к речевому общению в профессиональной (учебно-профессиональной) и официально-деловой сферах с соблюдением всех норм речевой коммуникации: излагать устно и письменно результаты своей учебной и исследовательской работы; представлять себя, свой вуз, регион, страну; заполнять анкеты, составлять заявления, резюме, письма и другие тексты официально-делового стиля; иметь навыки межличностной и групповой коммуникации, публичных выступлений, уметь задавать вопросы, корректно вести диалог, участвовать в дискуссии. | |
ОК-4 | быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; иметь навыки совместной деятельности в группе, умения находить общие цели, вносить вклад в общее дело. | |
ОК-5 | вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты | Быть способным справляться с разнообразием мнений, разногласиями и конфликтами, принимать во внимание взгляды других людей, уметь договариваться и находить компромиссы. | |
ОК-6 | проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность | Готовность искать нестандартные решения, участвовать в принятии решений, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целей, быть готовым разрешать сложные, конфликтные или непредсказуемые ситуации. | |
ОК-7 | использовать нормативные правовые документы в своей деятельности | Иметь представления о системе российского права; понимать значение законности и правопорядка в современном обществе, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Уметь при необходимости использовать законодательные и нормативно-правовые акты в области горного, экологического, трудового, административного, уголовного, гражданского и семейного права. | |
ОК-8 | осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм | Критически рассматривать тот или иной аспект развития общества, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; иметь уважение к закону, чувство нетерпимости к нарушениям закона. Давать правовую и моральную оценку фактам, событиям и поступкам (в том числе собственным). Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. | |
ОК-9 | стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и осваиваемым сферам деятельности. | |
ОК-10 | уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков | Осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Стремиться к самопознанию, развитию личностных качеств, психологической грамотности, культуры мышления и поведения. | |
ОК-11 | осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности | Оценивать экономическую и социальную роль нефтегазовой промышленности в отечественном и мировом развитии, Понимать социальную ответственность своей профессиональной деятельности, обладать ответственностью за судьбы людей и порученное дело. | |
ОК-12 | критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности | Быть способным проявлять гибкость в условиях быстрых перемен. Через непрерывное образование стремиться к освоению новых профилей профессиональной деятельности, расширению профессиональных возможностей. Эффективно использовать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой. | |
ОК-13 | использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Быть в состоянии методологически обосновать научное исследование. Пользоваться основными методами и приемами научного исследования и анализа проблем, позволяющими отличать факты от домыслов, информацию от мнений, противостоять манипулятивным технологиям. | |
ОК-14 | анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции | Анализировать исторические и современные события и процессы, политический и экономический контекст образовательных, профессиональных и социальных ситуаций, ориентироваться в информационных потоках, критически воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ, вырабатывать собственное мнение. | |
ОК-15 | понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности | Анализировать современное состояние отечественной и мировой экономики, нефтяной и газовой промышленности в условиях рыночной экономики. | |
ОК-16 | понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций | Обладать познаниями и опытом деятельности по освоению культурологических и духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, социальных институтов, явлений и традиций. Понимать культурные различия на основе знания исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Уметь использовать достижения современной культуры в профессиональной, бытовой и досуговой сфере. | |
ОК-17 | осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям | Осознавать место и роль России в истории человечества и в современном мире, особенности ее исторического развития. Уметь активно использовать богатство и уникальность отечественной культуры, ее достижения в различных сферах; опираться на культурные нормы и традиции в своей деятельности, личностном и общекультурном развитии. | |
ОК-18 | быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности | Налаживать взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; участвовать в социально значимой деятельности, функционировании демократических институтов и структур гражданского общества. | |
ОК-19 | быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению | Стремиться к защите прав и свобод гражданина; знать и выполнять свои обязанности и гражданский долг, нести ответственность. Иметь опыт в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (роли потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей. | |
ОК-20 | адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности | Обладать профессиональной, социальной и образовательной мобильностью, активностью, целеустремленностью, стрессоустойчивостью. Оценивать и прогнозировать изменения политического, экономического и культурного пространства, выбирать пути и средства адаптации. | |
ОК-21 | владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на элементарном уровне | Иметь навыки работы с текстами из учебной, страноведческой, научно-популярной и научной литературы, инструкций, проспектов и справочной литературы. Строить устные контакты в ситуациях повседневного общения; обсуждать проблемы страноведческого, общетехнического, общенаучного характера. Навыки конспектирования, делового письма. | |
ОК-22 | владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. Иметь многообразный двигательный опыт и умение использовать его в организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга. | |
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
ПК-1 | самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии | Быть осведомленным в развитии современных проблем техники и технологии бурового дела в России и за рубежом и на своем участке деятельности их внедрять. | |
ПК-2 | использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | Применять методы математического анализа и оптимизации режимов бурения и моделирования буровых процессов. | |
ПК-3 | понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | Соблюдать интеллектуальную собственность, сохранять корпоративную разработку современных достижений технологий и исследований буровых процессов. | |
ПК-4 | владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией | Иметь навыки работы с пакетами компьютерных программ по режимам и способам бурения. | |
ПК-5 | составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию | Иметь опыт работы составления перечня традиционной отчетной документации, правила заполнения бланков, правильно понимать содержание вновь поступающей документации. | |
производственно-технологическая деятельность | |||
ПК-6 | применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику | Использовать в производственной деятельности разделы фундаментальных наук при расчетах бурильного инструмента, режимов бурения и промывки скважин. | |
ПК-7 | осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и восстановлении скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море | На уровне бурового мастера иметь навыки осуществления всех технологических операций в рамках рабочего проекта. | |
ПК-8 | эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин | Руководить буровой бригадой совместно с механиком участка эксплуатации оборудования и КИП. | |
ПК-9 | оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве | На буровой площадке, согласно Правил безопасного при строительстве нефтяных и газовых скважин, 2003г., обеспечивать их строгое соблюдение. Прогнозировать риски в бурении и устранять их причины. | |
ПК-10 | применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды | Соблюдать экологическую безопасность при строительстве скважин, принимать эффективные меры по защите окружающей среды. | |
ПК-11 | обоснованно применять методы метрологии и стандартизации | Работать с системой КИП на буровой, представлять размерный ряд применяемых долот, труб, характеристику материалов и химреагентов, оценивать возможность применения геонавигации при проводке скважины. | |
организационно-управленческая деятельность | |||
ПК-12 | организовать работу первичных производственных подразделений, осуществляющих бурение скважин для достижения поставленной цели | Управлять работой буровой бригады и смежных подразделений, взаимодействовать с сервисными фирмами. | |
ПК-13 | использовать методы технико-экономического анализа | Совместно с планово-экономическим отделом участвовать в проведении технико-экономического анализа результатов работ буровой бригады и намечать пути улучшения результатов. | |
ПК-14 | использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом | Быть способным применять принципы бурового менеджмента и управления небольшим коллективом, быть знакомым с основами логистики на буровом предприятии | |
ПК-15 | анализировать использование принципов системы менеджмента качества | Быть знакомым с принципами менеджмента качества, выполнять все его требования и по возможности вносить полезные дополнения и изменения. | |
ПК-16 | использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности | Давать оценку предпринимательской деятельности на буровом предприятии, используя организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности. | |
экспериментально-исследовательская деятельность | |||
ПК-17 | изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин на суше и на море | Иметь доступ к периодической печати отечественной и зарубежной, уметь выделить статьи по нефтепромысловому делу и по бурению скважин. Критически оценить содержание статьи, и выявить новизну результатов. | |
ПК-18 | планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы | Имея пакет компьютерных программ для расчетов в бурении, по заданию руководства в составе коллег участвовать в экспериментально-исследовательской деятельности в качестве пользователя. | |
ПК-19 | использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности | Наряду с пакетами программ использовать, где это нужно, знания по математике и физике. . | |
ПК-20 | выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов | Иметь представление о методах математического и физического моделирования и пользоваться ими как потребитель. | |
Проектная деятельность | |||
ПК-21 | осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин на суше и на море | Собирать и обобщать промысловые данные, необходимые для составления рабочих проектов бурения поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин. | |
ПК-22 | выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования | Работая в команде специалистов, выполнять некоторые разделы проектов. | |
ПК-23 | использовать стандартные программные средства при проектировании | Применять и разбираться в имеющихся пакетах программ и использовать их в проектной деятельности. | |
ПК-24 | составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы | С учетом требований для составления проектных документов на бурение скважин быть способным составлять типовые проектные, технологические и рабочие документы. | |
учебный план