Надежность автомобилей и их составных частей

Надежность — свойство объекта сохранять во времени в уста­новленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Под параметром понимается некоторая выходная характе­ристика детали, сопряжения, сборочной единицы или автомоби­ля в целом, в качестве которой принимается один или несколько технологических показателей качества. Выход значения параметра за границы предельного значения классифицируется как отказ, если при этом происходит нарушение работоспособного состоя­ния объекта, т.е. такого состояния, при котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять задан­ные функции, соответствуют требованиям нормативно-техничес­кой и (или) конструкторской документации.

Отказы обычно разделяют на внезапные и постепенные. Вне­запные отказы характеризуются скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта. Они проис­ходят в случайные моменты времени, которые точно прогнозиро­вать невозможно, а можно лишь характеризовать наступление или ненаступление данного события с определенной вероятностью. Постепенный отказ характеризуется плавным изменением одного или нескольких параметров объекта. Например, монотон­ное возрастание износа деталей цилиндропоршневой группы дви­гателя, снижение топливной экономичности и мощности. Разде­ление отказов на постепенные и внезапные носит условный ха­рактер. Например, постепенное изнашивание рабочих поверхнос­тей деталей коробки передач увеличивает зазоры и приводит к внезапному самовыключению передачи.

Составные части автомобилей подразделяются на ремонтируе­мые и неремонтируемые. Для первых в нормативно-технической и (или) конструкторской документации предусмотрено проведение ремонтов, а для вторых не предусмотрено.

Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять рабо­тоспособное состояние в течение некоторого времени или наработ­ки. Основными показателями безотказности являются: вероятность безотказной работы (вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникает); средняя наработка на от­каз (отношение наработки восстанавливаемого объекта к средне­му значению числа его отказов в течение этой наработки); пара­метр потока отказов (отношение среднего числа отказов восста­навливаемого объекта за произвольно малую его наработку к зна­чению этой наработки).

Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного значения при установлен­ной системе технического обслуживания и ремонта. К основным показателям долговечности относятся: средний ресурс (например, средняя наработка до капитального ремонта, средняя наработка от капитального ремонта до списания); гамма-процентный ресурс (наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью у, выраженной в процентах) и другие показатели.

Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в при­способленности к предупреждению и обнаружению причин воз­никновения отказов, повреждений; поддержанию и восстановле­нию работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта. Это свойство охватывает достаточно ши­рокий круг требований к конструкции автомобиля, в том числе требование ремонтной технологичности. Под ремонтной тех­нологичностью понимается такое конструктивное и техноло­гическое формирование автомобиля, при котором учтена не­обходимость обеспечения минимальных затрат труда и средств на ремонт при обеспечении назначенного ресурса за срок его службы. Сохраняемость — свойство объекта сохранять значения показа­телей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в те­чение и после хранения и (или) транспортирования.

Наши рекомендации