Определение организационных потребностей
Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с управлением, процессами, производством продукции, экономикой, персоналом или технологией. Вопросы, касающиеся определения целей, потребностей и ожидаемых результатов, приведены ниже. Определение потребностей должно выполняться в сочетании с обзором рынка технологий, поскольку информация о технологиях, доступных на рынке в данный момент, может оказать влияние на потребности.
Цели организации играют главную роль в определении ее конкретных потребностей и ожидаемых результатов. Для их понимания необходимо ответить на следующие вопросы:
· намерение организации использовать технологию для помощи в достижении определенных целей или ожиданий (например, определенного уровня СММ или сертификации в соответствии с ISO 9001);
· восприятие ТС ПО как фактора, способствующего достижению стратегических целей организации;
· наличие у организации собственной программы совершенствования процесса разработки ПО;
· восприятие инициативы внедрения ТС ПО как части более
широкомасштабного проекта по созданию среды разработки ПО.
Определение потребностей организации, связанных с использованием ТС ПО, включает анализ целей и существующих возможностей. После того как все потребности организации определены, каждой из них должен быть присвоен определенный приоритет, отражающий ее значимость для успешной деятельности организации. Если потребности, связанные с технологией, не обладают высшим приоритетом, имеет смысл отказаться от ее внедрения и сосредоточиться на потребностях с наивысшим приоритетом.
Определению потребностей организации могут помочь ответы на следующие вопросы.
· Каким образом продуктивность и качество деятельности организации сравниваются с аналогичными показателями подобных организаций (к сожалению, многие организации не располагают данными для такого сравнения)?
· Какие процессы ЖЦ ПО дают наилучшую (наихудшую) отдачу, существуют ли конкретные процессы, которые могут быть усовершенствованы путем использования новых методов и средств?
С внедрением ТС ПО обычно связывают большие ожидания. В ряде случаев эти ожидания оказываются нереалистичными и приводят к неудаче при внедрении.
Составление реалистичного перечня ожидаемых результатов является трудной задачей, поскольку он может зависеть от таких факторов, как тип внедряемых средств и характеристики внедряющей организации. Кроме того, достижение некоторых результатов может противоречить другим результатам.
Ряд потенциально реалистичных и нереалистичных ожидаемых результатов, связанных с организацией в целом, пользователями, планированием, анализом, проектированием, разработкой и затратами, приведен ниже. Практически невозможно, чтобы в процессе одного внедрения ТС ПО были достигнуты все положительные результаты. Тем не менее, любая организация может выработать собственные идеи относительно ожидаемых результатов, имея в виду, что данный перечень является всего лишь примером.
Реалистичные ожидания:
· повышение внимания к планированию деятельности, связанной с информационной технологией;
· долговременное повышение продуктивности и качества деятельности организации;
· ускорение и повышение согласованности разработки приложений;
· снижение доли ручного труда в процессе разработки и (или) эксплуатации;
· более точное соответствие приложений требованиям пользователей;
· отсутствие необходимости большой переделки приложений для повышения их эффективности;
· улучшение реакции службы эксплуатации на требования внесения изменений и усовершенствований;
· лучшее документирование;
· улучшение коммуникации между пользователями и разработчиками;
· последовательное и постоянное повышение качества проектирования;
· более высокие возможности повторного использования разработок;
· кратковременное возрастание затрат, связанное с деятельностью по внедрению ТС ПО;
· последовательное снижение общих затрат;
· лучшая прогнозируемость затрат.
Нереалистичные ожидания:
· отсутствие воздействия на общую культуру и распределение ролей в организации;
· понимание проектных спецификаций неподготовленными пользователями;
· сокращение персонала, связанного с информационной технологией;
· уменьшение степени участия в проектах высшего руководства и менеджеров, а также экспертов предметной области, уменьшение степени участия пользователей в процессе разработки приложений;
· немедленное повышение продуктивности деятельности организации;
· достижение абсолютной полноты и непротиворечивости спецификаций;
· автоматическая генерация прикладных систем из проектных спецификаций;
· немедленное снижение затрат, связанных с информационной технологией;
· снижение затрат на обучение.
Реализм в оценке ожидаемых затрат имеет особенно важное значение, поскольку он позволяет правильно оценить отдачу от инвестиций. Затраты на внедрение ТС ПО обычно недооцениваются. Среди конкретных статей затрат на внедрение можно выделить следующие:
· специалисты по планированию внедрения ТС ПО;
· выбор и установка инструментальных средств;
· учет специфических требований персонала;
· приобретение ТС ПО и обучение;
· настройка инструментальных средств;
· подготовка документации, стандартов и процедур использования ТС ПО;
· интеграция с другими технологиями и существующими данными;
· освоение ТС ПО разработчиками;
· технические средства;
· обновление версий.
Важно также осознавать, что улучшение деятельности организации, являющееся следствием использования ТС ПО, может быть неочевидным в течение самого первого проекта, использующего новую технологию. Продуктивность и другие характеристики деятельности организации могут первоначально даже ухудшиться, поскольку на освоение новых средств и внесение необходимых изменений в процесс разработки требуется некоторое время. Таким образом, ожидаемые результаты должны рассматриваться с учетом вероятной отсрочки в улучшении проектных характеристик.
Каждая потребность должна иметь определенный приоритет, зависящий от того, насколько критической она является для достижения успеха в организации. В конечном счете должно четко прослеживаться воздействие каждой функции или возможности приобретаемых средств на удовлетворение каких-либо потребностей.
Результатом данного действия является формулировка потребностей с их приоритетами, которая используется на этапе оценки и выбора в качестве «пользовательских потребностей».