Определение линейных размеров проемов и зазоров, а также размеров контрольных точек основания кузова.
В результате аварийных повреждений, а также в процессе длительной эксплуатации автомобилей, при многочисленных наездах на повышенных скоростях на нервности дороги (бугры, выбоины) заводские размеры проемов и зазоров в сопрягаемых деталях кузова нарушаются. Двери провисают, передние крылья в зоне стоек брызговиков выпучиваются, задние лонжероны прогибаются. Нарушается герметичность сварных соединений, активизируется коррозия, кузов начинает разрушаться. Измерительный инструмент бывает универсального и специального назначения. К универсальному инструменту относят линейки, рулетки и штангенгенциркули. К специальному инструменту и оборудованию относят линейки для контроля геометрических параметров кузова, шаблоны и стенды для комплексной проверки кузова по всем параметрам. Специальные линейки (рис. 5) состоят из штанги, подвижного и неподвижного наконечников. Линейки бывают без измерительной шкалы и со шкалой. При измерениях проемов переднего и заднего окон на неподвижном наконечнике крепится диск. Линейка без шкалы имеет пределы измерения 30 – 2000 мм, габаритные размеры 2025х25х115 мм и массу 3 кг. Линейка с измерительной шкалой имеет пределы измерения 50 – 2000 мм, габаритные размеры 2025х170х145 мм и массу 3 кг. Шаблоны имеют специальную конфигурацию, идентичную форме контролируемого параметра кузова. Применяют шаблоны для контроля дверных проемов, проемов ветрового и заднего стекол, моторного отсека и багажника. Стенды комплексного контроля позволяют производить измерения всех параметров, включая и параметры формы. Устройства такие, как правило, стационарного типа. Кузов установленный по базовым поверхностям, измеряют по определенной схеме. Стенды оснащены оптическим или лазерным устройством для регистрации формы поверхности.
3. Муфты: назначение, классификация. Виды несоосностей валов.
Муфты предназначены для продольного соединения вращающихся валов и передачи вращающего момента. При проектировании приводных установок необходимо строго соблюдать соосность соединяемых валов. Если соединяемые валы хорошо сцентрированы и в процессе работы не ожидаются деформации, то можно применять глухие муфты. Причины нарушений соосности валов – низкая точность изготовления и монтажа, а также недостаточная жесткость рамных конструкций сельскохозяйственных машин. Для устранения вредных последствий таких смещений выбирают компенсирующие муфты – жесткие или упругие. Для защиты узлов привода от воздействия динамических нагрузок в кинематической схеме предусматривают муфты с упругими элементами. При необходимости передачи вращающего момента между валами, оси которых имеют большой угол излома α = 15…25о, применяют карданные шарниры. Для ограничения величины передаваемого момента служат предохранительные муфты. Для передачи вращающегося момента только в одном направлении используют обгонные муфты. При необходимости частого включения и выключения привода при работающем двигателе применяют сцепные муфты. В сложных условиях эксплуатации приводов эффективны комбинированные муфты. Для постоянного соединения валов, которые идеально центрированы и не имеют осевых смещений, в условиях эксплуатации применяют глухие муфты (втулочные и фланцевые). Компенсирующие жесткие муфты. Они могут быть зубчатые, цепные, кулачковые, карданные и др. Компенсирующие упругие муфты. В приводах сельскохозяйственных машин целесообразно применять упругие муфты. Упругие муфты со звездочкой – разновидность кулачковых муфт, у которых рабочие поверхности кулачков разделены резиновой звездочкой. Упругая втулочно-пальцевая муфта широко распространена в приводах с электродвигателем. Упругие муфты с торообразной оболочкой характеризуются большей компенсирующей способностью: осевым разбегом, радиальным смещением и угловым смещением. Упругим муфты с металлическими пружинами характеризуются повышенной нагрузочной способностью. Предохранительные муфты. Они предназначены для отклонения привода при перегрузках, возникающих в рабочих органах машины. Из числа предохранительных муфт с разрушающимися элементами наиболее часто применяют муфты со срезным штифтом. Такие муфты используют в машинах с редкими случаями перегрузки. Кулачковые муфты – это предохранительные муфты без разрушающегося элемента. Фрикционные муфты – это предохранительные муфты без разрушающегося элемента. По форме рабочих поверхностей они могут быть дисковые и конусные.