Понятия эффекта и эффективности в логистике
Товародвижение является неизбежной составной частью процесса производства и сферы обращения продукции. Процесс товародвижения начинается с получения сырья и доставки его к местам переработки для получения продукции производственного назначения, которая становится материально-техническими ресурсами для последующей переработки вплоть до получения конечной продукции в виде товаров потребительского назначения, поступающих на предприятия торговой сети.
Таким образом, материально-техническое снабжение как начальное звено производственного процесса заключается в ритмичных поставках необходимых ресурсов для переработки и получения промежуточной или конечной продукции. От своевременной поставки материальных ресурсов в необходимом количестве, качестве, комплектности и ассортименте в производственную систему зависят сроки изготовления сроки изготовления продукции, потери времени в связи с простоями оборудования и себестоимость выпускаемой продукции.
В себестоимость продукции включаются, прежде всего, стоимость затраченных материальных, энергетических и трудовых ресурсов, а также затраты (издержки) как на доставку материальных ресурсов в системе материально-технического снабжения, так и на внутрипроизводственное перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Завершающим этапом производственного процесса становится сбытовая деятельность как продвижение конечной или промежуточной продукции на рынок и ее реализация потребителям-предприятиям (по товарам производственного назначения) и индивидуальным потребителям (по товарам потребительского назначения). Сбытовая деятельность также связана с затратами на доставку товаров до мест их продажи, содержание складских помещений и торговых запасов, на потери продукции в процессе транспортировки и хранения, оформление заказов и экспедирование грузов, перевалку на объектах грузообработки.
Следовательно, товародвижение является начальным и конечным звеном деятельности предприятий, которая требует затрат трудовых, энергетических, материально-технических и финансовых ресурсов. В то же время сбытовая деятельность завершается финансовыми расчетами с потребителями, получением компенсации за использованные ресурсы и получения прибыли для последующего наращивания производства и улучшения условий труда.
В рыночных условиях эффективность деятельности предприятия оценивается, чаще всего, соотношением получаемого эффекта и затрат на его достижение. Экономический эффект результатов деятельность производственного предприятия оценивается рыночной стоимостью его готовой продукции. Показатели эффекта при осуществлении товародвижения весьма многочисленны, поэтому их обычно группируют в две основные составляющие: экономический и социальный эффект.
Экономический эффект Э в любом виде деятельности на практике достаточно легко измеряется количественными показателями, в то время как социальный эффект С в большей мере имеет качественные характеристики, которые трудно поддаются количественной оценке.
Товародвижение по сравнению с изготовлением изделий из сырья и материалов характеризуется как производственная деятельность особого обсуживающего вида, основными показателями экономического эффекта которой следует считать:
количество перевезенных грузов в тоннах;
расстояние, на которое перевезенные грузы в километрах;
грузооборот в тонно-километрах, который, чаще всего, применяется как промежуточный показатель трудоемкости выполненных работ;
количество перегруженных грузов в тоннах;
объем работ по перегрузкам в тонно-операциях с учетом коэффициента перегрузки, характеризующего трудоемкость применяемой технологии погрузочно-разгрузочных работ, например, вагон - автомобиль, вагон - склад - автомобиль, судно - пирс, вагон - судно, вагон - прирельсовая площадка - склад;
количество грузов, хранящихся на складе в тонных, штуках, погонных метрах.
Затраты и издержки в товародвижении по сущности считаются синонимами, однако термин затраты применяется преимущественно при оценке выполненной работы в количественном или денежном выражении, а издержки - при финансовых расчетах себестоимости продукции и услуг только в денежном выражении.
В качестве основных затрат в товародвижении могут применяться следующие показатели:
количество задействованных транспортных средств (вагонов, судов, автомобилей, самолетов, вертолетов) различной грузоподъемности;
количество подъемно-транспортного оборудования с различными характеристиками;
численность персонала в административных, транспортных, складских и обслуживающих подразделениях;
размеры территории, выделенные под строительство и эксплуатацию терминалов, распределительных центров, оптовых баз, торгово-закупочных и транспортно-экспедиторских компаний;
пропускная способность транспортных коммуникаций, занятых движением с материально-техническими ресурсами.
Каждый из видов ресурсов, задействованных в процессе товародвижения имеет специфические стоимостные характеристики, что определяет особенности расчета экономических издержек.
Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности также может оперировать многочисленными показателями планируемого или реально получаемого экономического эффекта и издержек, что положительно отражается на полноте информации о логистических процессах (14, с. 44), но на практике для удобства работы желательна минимизация показателей.
Поэтому для оперативной оценки результатов деятельности предприятия в сфере товародвижения и перспектив его развития рекомендуется использовать обобщенные экономические показатели эффекта в виде дохода Д от реализации продукции, работ и услуг, а также затрат З, соотношение которых свидетельствует об уровне эффективности Эф применяемых логистических технологий. При этом эффект - это планируемые или фактически достигнутые результаты деятельности участников товародвижения, а под эффективностью следует понимать относительный показатель, характеризующий какими затратами достигается эффект.
Таким образом:
Д
Эф = ---- (17.1)
З
Логистика как обслуживающая или инфраструктурная область деятельности при оценке экономического эффекта обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, для производственного предприятия, которое создает новую продукцию, логистические издержки безусловно относятся к издержкам, поэтому применение прогрессивных технологий товародвижения призвано обеспечить их минимизацию. В то же время заключительная логистическая операция в виде реализации (сбыта) готовой продукции, работ и услуг определяет получаемый предприятием доход. Следовательно, для повышения экономической эффективности предприятия объем реализации (сбыта) должен быть максимально возможным.
Во-вторых, ряд компаний специализируются на логистических услугах, в том числе транспортно-экспедиторских, складских, стивидорских (погрузка и закрепление грузов на морских судах), таможенных и выполнении других сервисных услуг. Выполнение этих услуг также является своеобразной производственной деятельностью с той лишь разницей, что услуги не создают новую продукцию, а лишь оказывают содействие производственным предприятиям в получении материально-технических ресурсов и доведении их готовой продукции до потребителей, по существу, на условиях аутсорсинга.
Следовательно, экономический эффект деятельности предприятия можно представить в нескольких видах, связанных с получением добавленной стоимости, что позволяет при бухгалтерском учете и финансовых расчетах избежать двойного налогообложения:
экономический эффект (по отношению к потребителям) как рыночная стоимость произведенной продукции, включающая стоимость ее производства и оказываемых услуг потребителям в процессе реализации продукции;
частный экономический эффект (по отношению к деятельности производственного трудового коллектива) как стоимость производства и оказания услуг, но без стоимости оказания услуг по условиям аутсорсинга, которые относятся к издержкам и не включаются в добавленную стоимость;
частный экономический эффект от оказания услуг специализированной компанией по товародвижению на условиях аутсорсинга, который составляет ее доход, но оплачивается не покупателями на рынке, а производственным предприятием.
Независимо от сферы деятельности соотношение дохода и затрат предприятия объективно становится обобщенным показателем эффективности его деятельности, когда необходимо увеличивать доход и снижать затраты, в том числе и логистические издержки. Рост дохода предприятия в условиях рыночной конкуренции возможен двумя основными способами:
повышением цены за единицу продукции, работ и услуг за счет обновления ассортимента, улучшения качества и уровня сервисного обслуживания потребителей по сравнению с конкурентами;
увеличением объема реализации (сбыта) товаров при сохранении доступной цены для потребителей и роста дохода за счет оборачиваемости капитала.
Универсальным регулятором доходности предприятия при выборе способов роста доходности его деятельности становится равновесие рыночного спроса и предложения с учетом мер государственного регулирования рыночных отношений, в особенно в отношении естественных и реальных монополистов, а также стратегия поведения конкурентов на рынке.
Величина объема реализации (сбыта) может выражаться в количестве реализованной продукции, работ и услуг Р в натуральном виде, то есть килограмм, метров, литров, штук или других единиц измерения. При оперативных оценочных расчетах величина объема реализации (сбыта) может выражаться также в суммарном денежном эквиваленте стоимости реализованной продукции, работ и услуг.
Затраты предприятия складываются из многих составляющих, включая и логистические издержки на товародвижение, которые формируются в виде оплаты логистических услуг исполнителям. Услуги по товародвижению представляют собой результаты выполнения различных логистических операций, к которым относятся погрузка, транспортировка, разгрузка, складирование, комплектование, перемещение.
Каждая операция имеет свою количественную оценку объема работ и себестоимости услуг в соответствии с их трудоемкостью в зависимости от качества применяемых логистических технологий, где заключены основные резервы снижения издержек и роста эффективности деятельности предприятий.
Погрузочно-разгрузочные работы измеряются количеством перегруженных грузов в тоннах с учетом характера укрупнения грузовых мест, применяемых средств механизации и автоматизации или выполнения работ грузчиками вручную. По каждому виду грузов с учетом схем механизации и применяемых технических средств разработаны типовые тарифы на услуги, которые могут корректироваться в конкретных условиях выполнения услуг.
Логистические издержки могут существенно снижаться путем оснащения подразделений предприятий современными средствами механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ с учетом величины и ритмичности грузопотока, что определяет сроки окупаемости дорогостоящего оборудования.
При достаточно высоком и постоянном грузопотоке предприятиям рекомендуется вместо оплаты услуг по существующим тарифам использовать аренду подъемно-транспортных машин и механизмов, при этом можно выполнять с их применением заказов от сторонних организаций.
Существуют и организационно-технические меры снижения издержек, в том числе выбор наиболее выгодных типовых схем механизации, минимизация объема погрузочно-разгрузочных работ путем прямых перевалок грузов между транспортными средства без складирования, при которых коэффициент перегрузки минимален и равен единице, организация бесперегрузочной доставки продукции потребителям за счет заблаговременной подготовки партий или разработки комплектов для снабжения.
Транспортировка грузов в пространстве и времени оценивается показателями объема перевозок в тоннах и расстояниями доставки в километрах. По каждому виду транспорта также существуют ведомственные тарифы на услуги, которые применяются с учетом особенностей условий работы транспортных средств.
Различие свойств магистральных видов транспорта по себестоимости услуг, скорости доставки, универсальности транспорта средств и их маневренности, а также надежности работы в особых условиях предоставляют широкие возможности грузоотправителям в выборе способов снижения логистических издержек в зависимости от количества перевозимых грузов и дальности доставки, соблюдения особых мер предосторожности для сохранности продукции в пути следования.
Складские операции по хранению продукции, ее перемещению внутри склада и комплектованию отправок оцениваются массой хранящихся и перерабатываемых складом товарно-материальных ценностей в тоннах с учетом условий хранения и оснащения склада техническими средствами.
Как правило, хранение продукции на складах грузовых железнодорожных станций, морских и речных портов, терминалов на воздушном транспорте, которые относятся к средствам общего пользования, в течение первых суток после прибытия грузов на склад является бесплатным для их получателей, после суток хранение оплачивается по тарифам, разработанным для каждого склада отдельно с учетом технологии грузообработки.
При больших и постоянных объемах перевозок, а также специфике грузов предприятиям выгодно приобретать автономность и рекомендуется приобретать транспортные средства в собственность или же создавать свои транспортные подразделения в виде железнодорожного цеха в крупном производственном объединении, собственных морских (речных) судов, автомобильного гаража (парка).
Крупные предприятия могут иметь подъездную железнодорожную сеть (ветку), железнодорожный цех с локомотивами и специализированным подвижным составом (вагонами, полувагонами, цистернами) и местным трубопроводом.
Трудоемкость других складских операций, в том числе перемещение продукции внутри склада и комплектование отправок получателям включается в тарифы на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.