Политики в области информационных ресурсов
Перечисленные выше цели определяют и основные направления государственной политики, которая должна практически обеспечить их достижение. Так, например, для обеспечения достаточности доступных обществу информационных ресурсов государство должно осуществлять:
• регулярный анализ и прогноз потребностей общества в информационных ресурсах и информационных коммуникациях, разработку стратегии и тактики удовлетворения этих потребностей;
• стимулирование развития «внутренних» источников информации и центров-генераторов информационных ресурсов, адекватных потребностям общества;
• подключение к международным источникам информации (глобальным и корпоративным информационным системам) на основе соответствующих международных соглашений.
В результате практической реализации данного направления государственной политики должен быть достигнут необходимый уровень информационного обеспечения, в первую очередь, органов государственного управления, работников бюджетной сферы, а затем уже — и субъектов рыночной экономики.
С этой целью государство должно всемерно содействовать развитию и эффективному функционированию следующих базовых элементов информационной инфраструктуры общества:
• источников общественно необходимой информации (информационных и аналитических центров, систем наблюдения и сбора информации, социологического, экономического и экологического мониторинга и т. п.);
• центров хранения и распределения информационных ресурсов общества (библиотек, архивов, фондов, автоматизированных банков данных и т. п.);
• средств и методов «информатики второго контура», используемых в информационных системах для электронизации документов, ввода, вывода и отображения информации, создания электронных библиотек, фондов и архивов;
• средств издательской техники, оперативной полиграфии и ксерографии, основанных на использовании новых информационных технологий и обеспечивающих возможность создания и сохранения электронных копий формируемых документов.
Для решения проблемы обеспечения доступности информационных ресурсов общества для всех его членов государственная политика должна обеспечивать:
1) развитие законодательства, направленного на практическое осуществление конституционных прав граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4 Конституции Российской Федерации);
2) контроль за соблюдением прав граждан на получение информации из государственных, ведомственных и общественных фондов и привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые эти права нарушают;
3) проведение антимонопольной политики в области формирования, хранения и распространения общественно значимой информации;
4) содействие развитию и эффективному функционированию информационного рынка, в том числе рынка собственных информационных продуктов и услуг.
Если же говорить об основных принципах государственной политики в области информационных ресурсов, то здесь с учетом современной ситуации с развитием процесса информатизации в России можно сформулировать следующие три наиболее важных.
1. Государственная политика должна исходить из необходимости достижения и поддержания некоторого оптимального баланса государственных, общественных и личных интересов граждан в области информационных ресурсов. Причем этот баланс должен обеспечивать социальную стабильность в обществе, а также его дальнейшее научно-техническое, социально-экономическое и культурное развитие [63].
2. Государственная политика должна исходить из многоукладное™ российской экономики и признания права собственности на информацию, которая может выступать в качестве объекта рыночных отношений. Поэтому государственная политика должна обеспечивать защиту прав собственности на информационные ресурсы, продукты и услуги, а также защиту информации в целях безопасности граждан, юридических лиц и государства.
3. Государственная политика должна исходить из необходимости и стратегической важности участия России в международном информационном пространстве, в том числе в деятельности мирового информационного рынка. С этой целью она должна стимулировать создание отечественных конкурентоспособных на мировом рынке средств информационной техники, а также информационных продуктов и услуг.
Хотелось бы подчеркнуть, что сформулированные выше основные принципы государственной политики имеют важное значение для дальнейшего развития нашей страны и ее места в мировом сообществе, где в настоящее время идет острая информационно-технологическая борьба. Это не пустые декларации, а вполне конкретные направления деятельности правительственных структур [65].
Последние годы XX века убедительно свидетельствуют, что несоблюдение этих принципов ведет к весьма быстрому обострению внутренних и геополитических диспропорций.
Рассмотрим некоторые примеры. В декабре 1999 года российское телевидение сообщило о том, что Конституционный суд Украины принял постановление, которое практически запрещает использование русского языка в государственных учреждениях. При этом был признан неправомерным указ президента Украины Леонида Кучмы, которым русскоязычным абитуриентам было разрешено сдавать вступительные экзамены в вузы Украины на русском языке.
Таким образом, на наших глазах начался новый этап глобальной «украинизации» информационного пространства Украины. При этом предпринимаются все более настойчивые попытки административного вытеснения русского языка, которым сегодня владеют все жители республики, и его замены английским языком, которым сегодня на Украине практически никто свободно не владеет.
К чему приведет такая государственная политика в ближайшем будущем? Последствия ее легко прогнозируются. Это не только нарушение прав человека для значительной части населения страны, а именно — русскоязычного населения, которое сегодня не владеет свободно украинским языком и поэтому не сможет эффективно использовать формируемые на этом языке государственные и общественные информационных ресурсы. Это также и большой ущерб для национальные интересов самой Украины, граждане которой через 8—10 лет уже не смогут воспользоваться без перевода русскоязычными информационными ресурсами.
Кроме этого, серьезная информационная проблема создается этой политикой и в научно-технической сфере. Ведь практически вся научная терминология, которую используют сегодня украинские ученые в области естественных наук, сформировалась на русском языке. И если кто-то думает, что всю эту терминологию и соответствующий понятийный аппарат можно в одночасье перевести на украинский язык, то он глубоко и опасно заблуждается. А следовательно, ущерб будет нанесен и украинской науке, которая и без того переживает сегодня не самые лучшие дни.