Порядок защиты выпускных квалификационных работ
Защита выпускных квалификационных работ проводится в соответствии с утвержденным графиком на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). На заседание, кроме слушателей, приглашаются их руководители и рецензенты, а также могут присутствовать преподаватели, сотрудники кафедр, представители органов МЧС и обучающиеся.
Защита выпускных квалификационных работ, содержащих сведения ограниченного распространения, проводится на закрытых заседаниях, при участии слушателей, руководителей и рецензентов, а также других лиц, имеющих соответствующие допуски. На заседание ГАК представляются следующие документы:
– списки слушателей защищающих выпускные квалификационные работы (представляет учебно-методический центр);
– сводная ведомость итоговых оценок по учебным дисциплинам, полученных обучающимися за весь период обучения (представляет учебно-методический центр);
– выпускные квалификационные работы с отзывами руководителей и рецензиями (представляет кафедра);
– иные материалы, подтверждающие эффективность учебной и исследовательской работы выпускников (печатные труды, статьи, акты о внедрении и т.п.) (представляют выпускники).
На защиту одной выпускной квалификационной работы отводится не более 30 минут. Процедура защиты устанавливается председателем ГАК по согласованию с членами комиссии.
Защита выпускных квалификационных работ проводится, как правило, в следующей последовательности:
1) Председатель подкомиссии ГАК представляет комиссии и присутствующим дипломника, называет тему выполненного им проекта (работы).
2) Дипломник в течение 10–15 минут делает доклад, в котором он должен обосновать актуальность темы, сформулировать цели и задачи исследования, методы их решения, кратко изложить основные положения выпускной квалификационной работы, выводы, особо выделить предложения и практические рекомендации.
3) Секретарь подкомиссии ГАК зачитывает отзыв, рецензии и иные материалы, акты и справки, если они приложены к выпускной квалификационной работе.
4) Дипломник отвечает на вопросы теоретического и практического характера, связанные с темой защищаемой выпускной квалификационной работы. Вопросы могут задавать только члены ГАК. При ответе на вопросы слушателю по разрешению председателя подкомиссии ГАК предоставляется возможность использовать материалы выпускной квалификационной работы.
5) Выступают участники заседания (руководители, рецензенты). Выступления должны быть лаконичными, по существу и содержать мотивированную оценку выпускной квалификационной работы.
В ходе защиты выпускнику могут быть заданы любые вопросы теоретического и практического характера в рамках данной темы. Вопросы могут задавать члены главной аттестационной комиссии, руководители, консультанты, рецензенты, и профессорско-преподавательский состав образовательного учреждения. При ответе на вопросы выпускнику разрешается с согласия председателя экзаменационной комиссии использовать выпускную квалификационную работу.
Обсуждение результатов защиты и выставление оценок проводится на закрытом заседании подкомиссии ГАК после окончания защиты выпускных квалификационных работ, вынесенных на день заседания. При определении окончательной оценки по результатам защиты выпускной квалификационной работы учитывается: уровень изложения слушателем (студентом) каждого раздела работы и ответов на вопросы, оценка рецензента, отзыв руководителя, а так же качество выполнения выпускной квалификационной работы, новизна и оригинальность решений, глубина проработки всех вопросов, степень самостоятельности слушателя (студента), инициативность, графический материал.
Результаты защиты выпускной квалификационной работы оцениваются по четырех балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение принимается простым большинством голосов членов подкомиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов «за» и «против» голос председателя является решающим. Решение подкомиссии ГАК об оценке защиты слушателем (студентом) выпускной квалификационной работы объявляется в тот же день.
Слушатель (студент) имеет право обжаловать решение подкомиссии ГАК по результатам защиты выпускной квалификационной работы только в день защиты.
Секретарь подкомиссии ГАК во время заседания ведёт протокол, в котором фиксирует время начала и окончания защиты выпускной квалификационной работы, вопросы, заданные дипломнику, и ответы на них, а так же итоговую оценку и особые мнения членов подкомиссии.
Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем, и членами подкомиссии ГАК.
По завершении работы подкомиссии ГАК секретарь проставляет оценки в зачетные книжки и на титульном листе выпускной квалификационной работы, где все члены комиссии ставят свои подписи.
В случае, если выпускная квалификационная работа не подготовлена в установленный срок или по решению кафедры не может быть представлена к защите, слушателю (студенту) предоставляется право сдачи государственных экзаменов по учебным дисциплинам, предусмотренными основной образовательной программой.
В случае неявки слушателя (студента) на защиту выпускной квалификационной работы по уважительной причине, председателю подкомиссии ГАК предоставляется право назначить защиту в другое время, но, как правило, не позже даты окончания итоговой государственной аттестации.
В случае неявки на защиту выпускной квалификационной работы по неуважительной причине дипломнику выставляется неудовлетворительная оценка.
Обучающийся, получивший неудовлетворительную оценку по результатам защиты выпускной квалификационной работы, допускается к сдаче государственных экзаменов по остальным дисциплинам. По окончании государственных экзаменов он подлежит отчислению из университета и направлению в распоряжение комплектующего органа. Ему выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты выпускной квалификационной работы.
Государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту того же выпускной квалификационной работы, либо вынести решение о закреплении за выпускником новой темы и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год. Выполнение выпускной квалификационной работы в этих случаях осуществляется в соответствии с вышеуказанной процедурой.
Основанием для повторной защиты является рапорт (заявление) бывшего обучающегося и ходатайство руководства с места его службы (работы) при положительной характеристике. Решение о допуске к повторной защите выпускной квалификационной работы принимается в установленном порядке по рапорту начальника кафедры и согласованию с заместителем начальника университета по учебной работе.
По итогам защиты ГАК может рекомендовать лучшие выпускные квалификационные работы к публикации, представлению на конкурс, а их авторов – для обучения в адъюнктуре (аспирантуре).
Выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий.
После защиты выпускные квалификационные работы, рекомендованные для использования (внедрения) в образовательный процесс и практику хранятся на кафедрах не менее пяти лет с соблюдением, при необходимости, требований режима секретности. Условия хранения должны исключать возможность их утраты и плагиата.
По запросу подразделений ГПС начальник университета имеет право разрешить снимать копии выпускных квалификационных работ выпускников. При наличии в выпускной квалификационной работе изобретения или рационализаторского предложения разрешение на снятие копии выдается только после оформления (в установленном порядке) заявки на авторские права выпускника.
По истечении указанного срока хранения выпускных квалификационных работ комиссия, организуемая по приказу начальника университета, представляет предложения об их списании. Списание выпускных квалификационных работ оформляется соответствующим актом.
Выдача обучающимся защищенных ими выпускных квалификационных работ осуществляется по ходатайству научного руководителя и с разрешения заместителя начальника университета по учебной работе.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
Содержание расчетно-пояснительной записки
После разработки всех этапов и согласовании результатов расчетов с руководителем дипломного проекта обучающийся приступает к оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части проекта.
Дипломный проект, состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части. Расчетно-пояснительная записка включает в себя:
– титульный лист;
– задание на выпускную квалификационную работу;
– реферат;
– план-график;
– оглавление (содержание);
– нормативные ссылки;
– перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов;
– введение;
– основная часть работы (пояснительная записка: главы, параграфы);
– заключение (выводы);
– список использованной литературы;
– приложения (графическая часть).
Реферат помещают в пояснительной записке после задания и оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95, ГОСТ 7.32-2001.
Реферат должен содержать:
- сведения об общем объеме работы, количестве в ней иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников;
- перечень ключевых слов;
- текст реферата.
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятую.
Текст реферата должен отражать:
1) объект исследования или разработки;
2) цель работы;
3) метод или методологию выполнения работы;
4) полученные результаты и их новизну;
5) основные конструктивные и технико-эксплуатационные характеристики;
6) область применения;
7) рекомендации по внедрению;
8) степень внедрения;
9) экономическую эффективность или значимость работы.
Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
Слово «РЕФЕРАТ» записывают в верхней части страницы, посередине прописными буквами.
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, библиографические ссылки, библиографический список и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в верхней части страницы, по середине прописными буквами.
Нормативные ссылки - перечень стандартов, на которые в тексте даны ссылки. Его начинают со слов: «В настоящей дипломном проекте использованы ссылки на следующие стандарты…».
В перечень включают обозначения стандартов и их наименования в порядке возрастания их регистрационных номеров.
Запись обозначений и сокращений приводят в порядке их расположения в тексте, с необходимой расшифровкой и пояснениями.
Если в тексте выпускной квалификационной работы употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения, то их перечень необходимо представить в виде списка на отдельном листе, после содержания.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращения, справа – их детальную расшифровку.
Если в дипломном проекте обозначения, символы, сокращения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а расшифровку приводят в тексте при первом их упоминании. Например, «научно-исследовательские работы (НИР)».
В дипломном проекте допускается использовать следующие сокращения: т.д. – так далее; т.п. – тому подобное; и др. – и другие; в т.ч. – в том числе; пр. – прочие; т.е. – то есть.
Не допускается использовать сокращения: т.о. – таким образом; т.н. – так называемый и т.к. – так как.
Введение должно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы, содержать оценку целесообразности темы, основание и исходные данные для разработки темы. Следует четко формулировать актуальность, новизну и практическую значимость темы, записывая формулировку каждого показателя качества работы с новой строки.
Слово «ВВЕДЕНИЕ» записывают в верхней части страницы, посередине прописными буквами.
Структура основной части дипломного проекта определяется дипломником в процессе консультаций с научным руководителем и зависит от объема решаемых задач.
Примерная структура дипломного проекта может включать:
Аналитический обзор.
1 Цели и задачи работы.
2 Технологическая часть.
3.1 Исходные данные для оценки технологической безопасности исследуемого объекта.
3.1.1 Данные о топографии района расположения объекта.
3.1.2 Наличие и границы запретных, охранных и санитарно-защитных зон объекта.
3.1.3 Данные о природно-климатических условиях в районе расположения объекта.
3.1.4 Данные о размещении персонала объекта с указанием средней численности наибольшей рабочей смены, сведения об общей численности работников других объектов эксплуатирующей организации, других организаций и проживающем вблизи населением.
3.1.5 Характеристика опасных веществ.
3.2 Данные о технологическом и аппаратурном оформлении.
3.2.1 Принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса.
3.2.2 План размещения основного технологического оборудования.
3.2.3 Перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества.
3.2.4 Разделение производства по блокам.
3.2.5 Данные о распределении опасных веществ по оборудованию и блокам.
3.2.6 Описание технических решений по обеспечению безопасности (исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ, предупреждение развития аварий и локализация выбросов опасных веществ, обеспечение взрывопожаробезопасности, описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности).
3.3 Анализ риска.
3.3.1 Анализ известных аварий.
3.3.2 Анализ условий возникновения и развития аварий.
3.3.2.1 Определение возможных причин и факторов, способствующих развитию аварии.
3.3.2.2 Определение типовых сценариев возможных аварий и вероятность их возникновения.
3.3.2.3 «Дерево отказов» технологического оборудования.
3.3.2.4 Обоснование физико-математической модели и методов расчёта, применяемых при оценке риска.
3.3.2.5 Расчёт количества опасных веществ, участвующих в аварии (создающих поражающие факторы).
3.3.2.6 Расчёт вероятных зон действия поражающих факторов (воздушной ударной волны, осколков, токсического и теплового воздействия) и оценка возможного числа пострадавших.
3.3.3 Оценка риска (индивидуального, коллективного, социального).
В конце каждого раздела выпускной квалификационной работы делаются соответствующие выводы.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы и приводятся рекомендации по обеспечению безопасности рассматриваемого объекта.
В список литературы включаются источники, используемые слушателем (студентом) при подготовке дипломного проекта и изученные в процессе работы над ним, а именно:
– нормативные документы, регламентирующие безопасность промышленных объектов, технологий и технологических процессов;
– учебники и учебно-методические пособия;
– материалы периодической печати;
– справочные издания;
– рекомендации ВНИИПО МЧС России и т.п.
Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой (проектом), которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:
1) промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
2) таблицы вспомогательных цифровых данных;
3) описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
4) заключение экспертизы;
5) инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения дипломного проекта;
6) иллюстрации вспомогательного характера.
Графическая часть в формате А-1 (6–8 листов) либо должны быть распечатаны слайды из презентации.