Керамические изделия хозяйственно-бытового назначения

План

1. Статистика производства керамической посуды. Направления развития отечественного производства и совершенствования технологии. Отечественные производители керамической посуды.

2. Разновидности керамических изделий хозяйственно-бытового назначения и их свойства

3. Сырьевая база производства фарфоровой и фаянсовой посуды.

4. Типовые составы масс и глазурей.

5. Особенности технологии фарфора, фаянса, майолики хозяйственно-бытового назначения

Количество предприятий, производивших фарфоро-фаянсовые изделия в 2001 году - не менее 36 крупных и мелких предприятий.

Во времена плановой экономики Украина обеспечивала фарфоро-фаянсовой посудой весь Союз. Самыми «урожайными» по объемам производства были 80-е годы. Например, в 1980 году в Украине было выпущено 345 млн. шт. фарфоро-фаянсовой и майоликовой посуды. Причина таких немыслимых по сегодняшним меркам объемов производства - огромный советский рынок сбыта. Украина обеспечивала товаром весь Союз. Было много централизованных заказчиков посуды, в т.ч. предприятия общепита и доблестная Советская Армия...

В начале 90-х годов украинские предприятия совокупно производили около 300 млн. шт. различной фарфоро-фаянсовой продукции. По данным Минпромполитики, в 1990 году было выпущено 286 млн шт., по данным Госкомстата — 293 млн. шт. фарфоро-фаянсовой и майоликовой посуды (доля майоликовой посуды составляет приблизительно 2-5 %).

Все по тем же данным Госкомстата, в 1995 году объемы производства фарфоровой и фаянсовой посуды скатились до 204,7 млн шт. А своего “дна” фарфоро-фаянсовая отрасль достигла в 1998 году. Тогда было изготовлено лишь 123 млн. изделий.

Причиной упадка стала чрезмерная увлеченность заводов бартерными схемами: газ и электроэнергия для производств предприятия получали в обмен на продукцию. Доля таких товарообменных сделок еще два года тому назад составляла 70-95 %. При этом поставщики топлива и электроэнергии умудрялись выменивать “бьющуюся” продукцию по ценам на 20-30 %, а то и 50 % ниже себестоимости. В итоге заводы были вынуждены прерывать выпуск продукции на 1-2 года. Некоторые из них стоят до сих пор.

Кое-какую положительную динамику в отрасли появилась на рубеже ХХ и ХХ1 столетий. Если в 1999 году украинские производители посуды выпустили 127,5 млн. шт. изделий, то в 2000-м - уже 135 млн. В 2001 году было изготовлено 126,3 млн. Объем производства фарфоро-фаянсовой и майоликовой посуды в Украине в 2001 году - 126,3 млн. шт. Объем экспорта фарфоро-фаянсовой посуды за 10 месяцев 2001 года составил 7543 т (в денежном выражении 8576 тыс. $). Объем импорта фарфоро-фаянсовой посуды за 10 месяцев 2001 года 295 т (в денежном выражении — $613,09 тыс.).

Керамические изделия хозяйственно-бытового назначения - student2.ru

По словам специалистов рентабельность современного отечественного фарфоро-фаянсового производства в среднем 5-6 %. Одной из главных причин таких низких показателей специалисты единодушно считают технологическую отсталость украинских заводов. На отечественных предприятиях оборудование изношено на 95 %. Заводы старые, требуют модернизации, и деньги на это нужны огромные, т.к. техническое перевооружение требует больших капиталовложений (миллионы долларов). О широкомасштабной комплексной модернизации украинские производители фарфоровых изделий только мечтают.

Негативным фактором, существенно тормозящим развитие производства, является также высокая стоимость энергоносителей. За прошлый год энергия в стране существенно подорожала, а отечественные технологии фарфоровой и фаянсовой посуды старые и чрезвычайно энергоемкие. Перевооружение требует денег, но сулит многократную экономию газового топлива поскольку на сегодня доля энергоносителей в себестоимости продукции составляет от 40 до 60 %. Именно этим, прежде всего, объясняются нынешние “неуспехи” отрасли.

По данным Госкомстата, в настоящее время в Украине работают 36 производителей фарфоровой и фаянсовой посуды. Среди них 17 крупных специализированных фирм. Живучесть данной отрасли объясняется тем, что в стране есть собственная сырьевая база, есть хорошие кадры (в стране немало специалистов, готовых работать за очень скромные деньги). Рынок сбыта также постоянно расширяется: ресторанов-кафе-закусочных становится все больше. Значит, им нужна будет посуда - дорогая и дешевая, рядовая и эксклюзивная. Импортом все потребности не удовлетворить. Кроме того, украинскую посуду (разумеется, не какую попало, а высококачественную) готовы покупать на Западе, поскольку аналогичная продукция зарубежного производства намного дороже отечественной). Поэтому новое поколение управленческих кадров фарфоро-фаянсовых предприятий пытаются изменить сложившуюся ситуацию: по мере возможности, меняют оборудование, ищут новые рынки сбыта, инвесторов и др.

Сегодня рынок керамической посуды не структурирован. Основной ассортимент украинских производителей фарфоро-фаянсовой посуды - чайные и кофейные сервизы, чашки, кружки, чайники, блюдца, сахарницы, салатницы, селедочницы. Реже изготавливаются вазы, статуэтки и другие художественно-декоративные изделия. Среднестатистический заводской прайс-лист содержит от 15 до 30 позиций.

На украинском рынке, в основном, идет конкурентная война на уровне “чайно-кофейного” ширпотреба. Основным соперником отечественных предприятий в этой категории является китайская посуда. Например, в 2000 году из Китая было завезено 177 т фарфоровой и фаянсовой посуды на сумму $139,59 тыс. Однако китайский товар широкого потребления отличается весьма низким качеством. Из Европы импортируют только эксклюзивные, дорогие вещи. Украинские фарфоро-фаянсовые производства основную часть своей продукции (70-75 %) реализуют в России. Кроме российского рынка украинцы постепенно осваивают рынки Молдавии, Белоруссии, Азербайджана, стран Балтии. Украинскую посуду неплохо покупают немцы, чехи, испанцы, французы, израильтяне.

На сегодня (октябрь 2010 г) основными производителями фарфоро-фаянсовой посуды в Украине являются:

· ОАО “Довбышевский фарфоровый завод” (пгт Довбыш, Житомирская обл.)

· ОАО “Сумской фарфоровый завод” (г. Сумы)

· ОАО “Полонский фарфоровый завод” (г.Полонное, Хмельницкая обл.)

· ОАО «Коростеньский фарфор» (г. Коростень Житомирской обл.)

· ОАО «Каменнобродский фаянсовый завод» (г. Каменный Брод, Житомирской обл.)

Среди направлений развития отрасли необходимо назвать следующие:

1) модернизация производственных линий за счет использования новейшего оборудования;

2) переход на энергосберегающие технологии за счет использования однократного обжига, снижения температуры термообработки;

3) разработка новых составов масс и глазурей с пониженной температурой формирования;

4) использование новейших разработок в области оптимизации работы теплотехнического оборудования (полнота сгорания топлива, эффективная теплоизоляция, компьютерный контроль режимов сушки и обжига)

Основными разновидностями керамических изделий хозяйственно-бытового назначения являются фарфор, фаянс, майолика и каменный товар.

¨ Фарфор- это беспористая керамика, характеризующаяся мелкозернистой структурой, состоящей из изометричных кристаллов кварца, игольчатых кристаллов муллита и остаточной стеклофазы. Соотношение кристаллической фазы к стеклофазе зависит от разновидности фарфора и колеблется от 3/2 у хозяйственного фарфора до 3/1 у электротехнического фарфора. Получаютфарфор спеканием смеси каолина, высокоупорных пластичных глин, полевого шпата или пегматита (плавень) и кварцевого песка. Соотношение и количество сырьевых материалов зависит от назначений фарфорных изделий. Изделия, как правило, глазуруют.

Фарфоровые изделия делятся на:

а) твёрдый фарфор (температура обжига 1320 – 1450°C);

б) мягкий фарфор (температура обжига 1250 – 1300°C);

в) низкотемпературный фарфор (температура обжига 1200 оС).

Твёрдый фарфор обладает более высокими техническими свойствами (электрофизическими и прочностными). Это позволяет получить продукцию с повышенными прочностными и диэлектрическими свойствами (объёмное и поверхностное сопротивление, диэлектрическая проницаемость, тангенс угла диэлектрических потерь). Твёрдый фарфор содержит меньшее количество плавней. Чаще используется в производстве электротехнических изделий (изоляторы).

Мягкий фарфор характеризуется повышенным содержанием плавней и пониженным содержанием глинистых (по сравнению с твёрдым фарфором). Это обуславливает более низкую температуру обжига. Обладает повышенной просвечиваемостью, но пониженной механической прочностью. Используется в производстве художественных изделий и посуды, т.к. более низкая температура обжига позволяет использовать широкую палитру красок.

Полуфарфор занимает промежуточное значение между фарфором и фаянсом. Отличается водопоглощением порядка 5 % (для фарфора – 1 %, для фаянса – 12 %).

Каменный товар – по степени спекания соответствует фарфору, но имеет в отличие от него окрашенный, непросвечивающий в тонком слое черепок.

Фаянс – это плотные мелкозернистые белые или равномерно окрашенные изделия со сравнительно высокой пористостью и водопоглощением. Применяется в производстве хозяйственных и санитарно-технических изделий.

Сырьё: чистые кварцевые пески, кремний, жильный кварц, бой изделий, полевые шпаты, пегматиты, мел, доломиты, вторичные или обогащённые каолины, огнеупорные и тугоплавкие глины без красящих включений.

Различают несколько видов фаянсовых масс: полевошпатовый (твердый) фаянс, известковый и глинистый фаянс.

Отличительная особенность технологии фаянса – более высокая температура утильного обжига по сравнению с политым.

Особенности обжига по фарфоровой и фаянсовой схеме:

Фаянс Фарфор

I обжиг 1220 – 1280 ºC 900 – 1000 ºC

II обжиг 1100 – 1150 ºC 1300 – 1400

Майолика - по составу приближается к глинистому фаянсу. Изделия глазуруются легкоплавкими непрозрачными цветными глазурями и декорируются цветными пигментами. В качестве сырья используются легкоплавкие окрашенные глины, содержащие 5-15 % СаО. Изделия обжигают однократно или двухкартно. Температура политого обжига изделий не превышает 950-1000 оС

Терракота – пористые тонкокерамичекие изделия с цветным черепком. По составу близка гончарным изделиям, но не имеет глазурного слоя.

Наши рекомендации