Эволюция автоматизированной обработки логистической информации
Внедрение автоматизированной обработки логистической информации связывают с началом 1970-х годов, когда крупные предприятия стали оснащаться сложными, дорогостоящими и громоздкими электронно-вычислительными машинами. В начале 1990-х годов новое поколение мощных, менее дорогих и малогабаритных персональных компьютеров способствовало революционным изменениям в сфере управления производственными и технологическими процессами, связанными с материальными потоками и контролем над ними.
На сегодняшний день рабочие места руководителей любого звена управления можно по праву назвать автоматизированными рабочими местами, так как все компьютеры функциональных отделов объединены в локальную информационную сеть. Разработанное программное обеспечение позволяет использовать персональные компьютеры в интерактивных процедурах управления товародвижением от закупок материально-технических ресурсов до распределения и продаж готовой продукции потребителям
Информация в электронном виде превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры, источник формирования мирового информационного пространства. Для управления товародвижением важнейшее значение приобрело создание систем электронных банковских операций на основе международной межбанковской сети SWIFT, использование электронного обмена между партнерами по товародвижению (EDI) и электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (EDIFACT).
Развитие рынка электронных коммуникаций и сетей передачи данных с помощью электронной почты, появление штрихового кодирования и общедоступность программного обеспечения создали условия для формирования современных информационных систем управления как совокупности информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств, а также специалистов, способных принимать своевременные и качественные управленческие решения. Сформированы эффективные человеко-машинные системы, которые обеспечивают автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, а уже на основе полученной информации человек принимает управленческие решения.
Новые технологии обмена данными в реальном масштабе времени обусловили условия для развития новых стратегий товародвижения, в том числе стратегии материально-технического снабжения "точно в срок", стратегии быстрого реагирования на заказы потребителей, стратегии непрерывного пополнения запасов материальных ресурсов, стратегии автоматического пополнения запасов сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Информационные системы управления позволяют обеспечить своевременность и обоснованность управленческих решений, повысить эффективность управления, увеличить производительность труда и снизить издержки на товародвижение.
Постепенно создаются локальные и интегрированные системы сбора и обработки информации, обеспечивающие автоматизацию функций управления с использованием экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ. К данной классификационной группе относится также организация электронного офиса как программного аппаратного комплекса для автоматизации решений офисных задач.
Информационная технология локальной обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
Интегрированная логистическая информационная система управления предполагает органическую увязку всех потоков информации в единую технологию переработки данных, связывающих производственные предприятия, распределительные склады, портовые и таможенные терминалы, транспортные компании и потребителей.
Эволюция логистических систем управления (51, с. 425) насчитывает пять международных этапов их развития. На первом этапе были сформулированы три базовых стандарта управления предприятием:
стандарт MPS (Master Planning Scheduling) - объемно-календарное планирование на основе плана продаж, пополнения складских запасов, плана производства и плана закупок;
стандарт SIC (Statistical Inventory Control) - статистическое управление запасами на основе использования статистических математических методов, определение величины страховых запасов, формирование заказов на закупку в соответствии с производственными потребностями;
стандарт MRP (Material Requirements Planning) - планирование потребности в материальных ресурсах, формирование производственной программы (плана) и плана закупок, сроков их доставки, определение складских запасов.
Второй этап развития логистических систем управления заключается в разработке стандарта MRP II (Manufacturing Resource Planning) - планирования производственных ресурсов, включая оборудование, производственные мощности, текущий и прогнозный спрос. При этом планирование ресурсов осуществляется в следующей последовательности:
первый блок - клиентские заказы, прогноз сбыта, план сбыта, заказ сбыта производству, внутренние заказы;
второй блок - формирование плана производства, производственная программа, , задания производству;
третий блок - заказы на снабжение, план снабжения, заказы на закупку материальных ресурсов.
Третий этап развития логистических систем управления привел к разработке системы нового уровня ERP (Enterprise Resourse Planning) -планирования ресурсов предприятия по принципу создания единого хранилища информации по финансам, производству, логистике, персоналу и маркетингу.
Стандарт ERP использует идеологию MRP II и включает многие блоки, в том числе финансовое управление и планирование, управление человеческими ресурсами, планирование бизнес-процессов, маркетинговый и план производства, объемно-календарное планирование (MPS), планирование потребности в материалах (MRP), планирование потребности в производственных мощностях (CRP), складские запасы материальных ресурсов, заказы на закупку.
Основу системы ERP составляет бизнес-план с учетом фактического заказа и прогноза на основе статистических данных, маркетинговых исследований, экспертных оценок. Компоненты бизнес-плана связаны с логистической деятельностью (поставщики, транспорт, складские запасы), с маркетинговым планом (объемы продаж, клиентская база, маркетинговые мероприятия), с финансовым планом (анализ и прогноз платежей).
Система ERP стала наиболее известной в производственной сфере, так как планирование ресурсов предприятия позволяет сократить сроки выпуска продукции, снизить уровень товарно-материальных запасов, уменьшить логистические издержки, оптимизировать финансы.
Четвертый этап развития логистических систем управления известен системой (стандартом) CSRP (Customer Synchronized Resourse Planning) -планирование ресурсов предприятия, ориентированное на потребителя. Эта система ориентирует на максимально точное выполнение заказов потребителей и оперативную реакцию на вновь поступающие заказы, учитывает все стадии жизненного цикла товара - от его разработки до утилизации.
Если предыдущие стандарты были ориентированы на внутреннюю среду предприятия, то стандарт CSRP включает полный цикл от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи изделия. Таким образом, заказчик как потребитель становится интегрированным в процесс своего обслуживания.
Пятый этап развития логистических систем управления посвящен одному из самых быстрорастущих сегментов рынка информационных систем управления - системе CRM (Customer Relationship Manaqement) - управлению взаимоотношениями с клиентами. На основе новейших информационных технологий делается акцент на применение методов директ-маркетинга и использование новых каналов коммуникаций: почтовые рассылки, факс-рассылки, рассылки по электронной почте, реклама в СМИ, центр обслуживания клиентов, Web-сайт, места продаж, Call-центр, маркетинговые мероприятия (компании, акции, выставки, семинары, конференции).
Система CRM в своем составе имеет три приложения, в том числе обеспечивающее автоматизацию продаж SFA (Sales Force Automation), автоматизацию маркетинга MA (Marketinq Automation), автоматизацию службы поддержки и обслуживания клиентов CSS (Customer Servise&Support).
На российском рынке в настоящее время осуществляют деятельность компании SAP, "НИКОС-СОФТ", "Галактика", которые являются разработчиками программного обеспечения в области процессов товародвижения.
Компания SAP является одной из крупнейших в стране поставщиков программного обеспечения, в том числе корпоративной информационной системы (КИС) R/3, которая имеет единый банк данных для управления материальными потоками и обеспечивает автоматизацию процессов определения потребности в материалах, закупки материалов, управления складами, сбыта, управления запасами, контроль качества, контроллинг.
Другая ведущая российская компания "НИКОС-СОФТ" является разработчиком программного обеспечения в области автоматизации процессов финансово-экономической и торговой деятельности. Из всего перечня модулей следует привести операции по управлению складом запасами, управление ценообразованием, управлению сбытом.
Управление складом включает: учет поступления на склады материальных ценностей, учет упаковок, стеллажных мест, партий и сертификатов, межскладские перемещения и выдача материальных ценностей, их списание и инвентаризация, учет остатков по складу, работа с консигнационным товаром.
Управление ценообразованием включает: регистрация прайс-листов, автоматический расчет цен с учетом наценок и скидок, регистрация цен поставщиков, анализ динамики цен.
Управление сбытом включает: ввод заявок на продукцию и услуги, бронирование товаров, учет счетов-фактур, контроль оплаты, расчеты с клиентами.
Российская корпорация "Галактика" разрабатывает программные продукты для корпоративных информационных систем. Контур логистики системы "Галактика" охватывает управление снабжением, отслеживание расчетов с поставщиками и алгоритм для расчета штрафных санкций, заключение договоров и формирование наряд-заказов на отгрузку и счетов на оплату, складской учет.
Одним из направлений корпоративной информационной системы "Галактика" является модуль "Управление торговым предприятием", предусмотрена автоматизация семи основных функций предприятий оптово-розничной торговли:
планирование - закупки, продажи, финансы, перевозки;
контроль контрактов - планирование многоэтапных контрактов, оценка состоятельности поставщиков и потребителей, материальные потоки, задолженность, персональная ответственность;
логистика - полный цикл движения товаров;
финансовый менеджмент - планирование, бюджетирование, учет, взаиморасчеты, кредитование, анализ финансовых операций;
управление территориально-распределительной структурой - учет в реальном масштабе времени деятельности офисов, магазинов, складов и других подразделений;
маркетинг-анализ рынка с учетом его сегментации, позиционирование товаров, формирование политики ценообразования, выбор методов и каналов распределения товаров, контроль и планирование;
ситуационный анализ - внешний и внутренний анализ, определение конкурентоспособности товаров и компании в целом.
Вопросы для проверки знаний:
1. Этапы формирования информационных потоков в логистике.
2. Виды информационных потоков и их характеристика.
3. Сущность диспетчерского руководства товародвижением.
5. Содержание информационных потоков, предшествующих материальному потоку.
6. Сопутствующие информационные и материальные потоки.
7. Информационные потоки о претензиях к качеству товародвижения.
8. Локальная и интегрированная обработка логистической информации.
9. Этапы эволюции логистических информационных технологий.
10. Российские разработчики информационных технологий в области товародвижения.