Коммерческая оценка проекта

Коммерческая оценка проекта имеет важное значение для при­нятия решения о состоятельности инвестиционного проекта.

При этом осуществляют финансовую оценку проекта, эконо­мическую оценку проекта, оценку бюджетной эффективности средств государственной поддержки (если таковая осуществляетая), расчет точки безубыточности рассматриваемого в проекте про­изводства с использованием программных средств «Альт-Инвест» и «Project Expert», используемых в международной практике.

Методы и критерии коммерческой оценки инвестиционного проекта представлены па рис. 2.9.

При проведении финансовой оценки анализируется ликвид­ность проекта в ходе его реализации, а при проведении экономи­ческой оценки — потенциальная способность проекта сохранять покупательскую ценность вложенных средств и обеспечивать до­статочный темп их прироста.

Отчет о прибыли иллюстрирует соотношение доходов, получа­емых в процессе текущей производственной деятельности проек­та в течение некоторого периода времени, с расходами, понесен­ными в этот же период и связанными с полученными доходами, что позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала проекта и провести расчет величин различных налоговых выплат и дивидендов.

Отчет о движении денежных средств или отчет о формировании и использовании источников финансирования — важнейшая фор­ма оценки финансовой состоятельности проекта.

Балансовый отчет — это традиционный бухгалтерский баланс. 11азначение данной формы финансовой оценки инвестиционного проекта заключается в иллюстрации динамики изменения струк­туры имущества проекта (активов) и источников его финансиро­вания (пассивов). При этом появляется возможность расчета об­щепринятых показателей, характеризующих различные стороны финансового состояния проекта.

На основе информации, содержащейся в описанных выше формах финансовой оценки, могут быть рассчитаны коэффициен­ты финансовой оценки проекта. Это:

— коэффициенты оценки финансового положения;

— коэффициенты использования инвестиций;

— показатели рентабельности.

Коммерческая оценка проекта - student2.ru

Экономическая оценка, или оценка эффективности инвести­ции, позволяет оценить привлекательность инвестиционного про­пета и связана с определением нормы прибыли (уровня доходнос­ти), полученной на вложенный капитал.

Методы оценки эффективности инвестиций делятся на простые (статистические) и методы дисконтирования.

Сроки окупаемости — это время, в течение которого проект будет работать на «себя». Весь объем генерируемых проектом денеж­ных средств (прежде всего, сумма прибыли и амортизации) засчитывается как возврат на первоначально инвестированный капитал.

Главный недостаток простых методов оценки эффективности инвестиций заключается в игнорировании факта неравноценности одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к раз­личным периодам времени.

Понимание и учет этого факта имеет чрезвычайно важное зна­чение для корректной оценки проектов, связанных с долгосроч­ным вложением капитала.

Методы дисконтирования позволяют учесть эту неравноцен­ность денежных потоков.

Проблема адекватной оценки привлекательности проекта, свяшнного с вложением капитала, заключается в определении того, насколько будущее поступление оправдывает сегодняшние затра­ты. Поскольку принимать решение приходится сегодня, все пока­затели будущей деятельности инвестиционного проекта должны быть откорректированы с учетом снижения ценности денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходова­нием и получением.

Практически корректировка заключается в приведении (дис­контировании) всех величин, характеризующих финансовую сто­рону осуществления проекта, в масштаб цен, сопоставимых с име­ющимися сегодня.

Операция такого пересчета называется дисконтированием, а про­водится она с использованием коэффициентов дисконтирования.

В практике использования методов дисконтирования наибольшее распределение получили расчеты показателей:

— чистого дисконтированного дохода;

— внутренней нормы рентабельности;

— срока окупаемости с учетом дисконтирования.

Чистый дисконтированный доход рассчитывается исходя из чистого потока денежных средств, который формируется за счет прибыли от операций, амортизационных затрат и налоговых вы­плат.

Внутренняя норма рентабельности — это значение ставки дис­контирования, при которой чистый дисконтированный доход об­ращается в ноль.

Расчет срока окупаемости с учетом дисконтирования аналогичен расчету срока окупаемости, только в расчете используются дисконтированные значения общего объема капитальных затрат, сумм амортизационных отчислений и чистой прибыли за очеред­ной интервал планирования.

Оценка бюджетной эффективности характеризует эффектив­ность государственной поддержки за счет поступлений и платежей в бюджет в процессе реализации проекта.

Чистый дисконтированный доход регионального бюджета это эффект от реализации проекта, который определяется суммой погодовых сальдо поступлений и выплат в бюджет, приведенных к ценам первого года.

Точка безубыточности соответствует объему реализации, начи­ная с которого выпуск товара должен приносить прибыль.

Рассчитанный объем реализации (выпуска) изделий сопостав­ляется с проектной мощностью создаваемого по проекту предпри­ятия или производства.

Точка безубыточности рассчитывается как отношение величи­ны условно-постоянных расходов к разности цены продукции и величины условно-переменных расходов, деленной на объем реа­лизации продукции.

К условно-переменным расходам относятся прямые затраты ( пираты на сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты и др.. затраты на топливо и энергию на технологические цели, за-i pa ты на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды).

К условно-постоянным расходам относят общепроизводствен­ные, общехозяйственные и коммерческие.

Литература к разделу 2

1. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: учеб. пособие / О.Д. Андреева. - М.: Инфра-М; НОРМА. 1997.

2. Церезин, И.С. Практика исследования рынков/ И.С. Березин. - М.: Ьератор-Пресс, 2003.

3. Диксон, П.Р. Управление маркетингом / П.Р. Диксон; пер. с англ. - М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 1998.

4. Моисеева, П.К. Управление маркетингом: теория, практика, инфор­мационные технологии: учеб. пособие / Н.К. Моисеева. - М.: ЮНИТИ. 2005.-416 с.

5. Попов, В.М. Бизнес-планирование / В.М. Попов, СИ. Ляпунов |и др.|. - М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Сергеев, А.А. Экономические основы бизнес-планирования / А.А. Сергеев. - М.: ЮНИТИ, 1999.

7. Филосова, Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность учеб. пособие / ТТ. Филосова, В.А. Быков. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 295 с

8. Черняк, В.З. Бизнес-планирование: учеб.-метод, пособие/ В.3. Чер­няк, А.В. Черняк. И.В. Довиденко. - М: Изд-во РДЛ, 2000

Наши рекомендации