Урок – экскурсия носит познавательный или исследовательский характер
Познавательные экскурсии проводятся в музеи на доступное производство, в учреждения сферы обслуживания и т.п. Основной задачей является дать детям представление о процессе труда людей, воспитывать уважение к их труду. Но и в них можно ставить перед ученикам исследовательские задачи, например, расспросить работников учреждения, производства об особенностях их труда, используемых материалах, технологии их обработки и др. (например в ремесленнических мастерских – декоративно-прикладные работы).
Экскурсии с преобладанием исследовательской деятельности, наблюдений в основном связаны с выходом в природу, на улицу, т.е. при знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети – и натуральных, и искусственных и синтетических.
Урок – исследование включает обращение к личному опыту детей и предполагает проведение наблюдений, небольших исследований, обобщения, выявление и осознание проблемы информационно-познавательной или конструктивно-технологической, формулирование выявленной проблемы.
Поиск путей решения проблемы включает проведение опытных наблюдений, практические исследования (например, свойств материалов); поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.)
Открытие нового знания предполагает озвучивание и фиксация наблюдаемых явлений, обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения; обобщение включает формулирование новых знаний, умений; применение нового знания в различных ситуациях.
Урок-практикум также предполагает открытие нового знания, но в отличии от урока –исследования это процесс включает в себя:
- выполнении пробных, поисковых упражнений;
- наблюдение, изучение устройства сложных узлов изделия;
- наблюдение сложной конструкции в разборе.
Примером может служить тема урока «Разметка деталей по шаблону» в 1 классе. После общего анализа организуется пробное упражнение в правильном выполнении приема разметки по шаблону ( наложение шаблона на заготовку, обводка по контуру и одновременное удерживание шаблона рукой, проверка правильности выполненной операции путем накладывания шаблона.
3.Подготовка учителя к проведению урока технологии.
Проведение любого урока, в частности урока технологии требует от учителя очень тщательной подготовки. Для этого учитель должен хорошо знать содержание учебной программы, свойства, производство, технологию обрабатываемых на уроках материалов, характеристику и приемы действия ручных инструментов и многое другое.
Процесс подготовки учителя к уроку можно представить следующими этапами: ознакомление с программой и учебниками; подготовка материальной базы уроков; ознакомление или составление тематического планирования уроков для определения места, цели и учебных задач конкретного урока технологии в системе других уроков; написание конспекта урока.
Так как система уроков технологии должна строиться на постепенном усложнении используемых учениками приемов работы, как практической, так и умственной, то ознакомлении с программой курса учитель выписывает те знания и умения, которыми должны овладеть ученики в течении учебного года; учитывать межпредметные связи; опираться на план воспитательной работы класса и школы.
Процесс планирования работы на год можно разделить на два этапа: перспективное планирование; составление календарно-тематического планирования.
Перспективное планирование составляется на целый учебный год или полугодие и предполагает выделение из общего количества часов, отведенных на изучение каждого раздела сколько часов будет в каждой четверти. После этого идет составление календарно-тематического плана работы на го, четверть или полугодие, в котором отражается тема каждого урока и их последовательность с указанием количества часов. В программах по технологии последовательность уроков не обозначается, поэтому учителю необходимо самому продумать разумное чередование изучения различных техник работ, чтобы обеспечить разнообразие видов работ учащихся и возможность переноса трудовых операций с одного материала на другой.
Большую сложность, особенно для начинающих учителей начальных классов вызывает определение каждой конкретной темы урока. Многие методисты и педагоги обращают внимание на следующую проблему: тема урока часто формулируется на основе наименования изделия, которое будет изготавливаться или на основе используемого материала, а такого быть не должно. Любое изделие является лишь средством, позволяющим реализовать содержание урока.
В качестве примера формулировок, можно привести некоторые темы, предложенные Конышевой Н.М. по учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса .
№ | Тема урока | Изделие | Кол-во часов |
1. | Организация работы на четверть. Культура труда. Построение прямоугольника от двух прямых углов. | Чертежи, эскизы, упражнения в построении прямоугольника | |
2-3. | Конструирование приспособлений для удобной работы. Развертка. | Подставка для кисти | |
4. | Оригами. Приемы изготовления квадрата без помощи чертежных инструментов. Простые складки. | Квадрат, маска собачки |
Лутцева Е.А. в своем авторском курсе: «Технология. Ступеньки к мастерству» предлагает следующие варианты тем уроков.
класс | Темы уроков |
1.Общее представление о конструкции изделий 2.Приемы работы ножницами 3.Резание бумаги ножницами по размеченным линиям | |
1.Разметка деталей с помощью угольника | |
1.Развертка. Построение развертки детали |
При написании конспекта урока учитель указывает: порядковый номер урока; тему урока, изделие, которое будут изготавливать учащиеся; задачи урока; материалы, оборудование и инструменты, необходимые для работы. Следует также указать какая наглядность будет использована на уроке и предполагается ли специальная подготовка учеников .
4.Методический анализ уроков технологии.
Анализ урока технологии можно представить следующим образом ( по материалам Лутцевой Е.А.).
1.Соответствие темы урока содержанию технологического образования.
2.Место урока в системе уроков по данной теме.
3.Взаимосвязь темы урока, его цели и образовательных задач (обучения, развития и воспитания).
4. Тип урока (экскурсия, исследование, практикум, проект).
5.Как решались поставленные задачи (деятельность учителя и деятельность учащихся):
1.1. Какая методика использовалась: репродуктивная (объяснительно-иллюстративная) или продуктивная (деятельностная, проблемная).
Если репродуктивная, то обоснованность ее использования для решения развивающих задач.
1.2. Степень информативности познавательно-информационной части урока (случайная, предметная –технико-технологического характера).
1.3. Полнота аналитической части урока (анализ образца или образцов):
- использование наглядного материала (с какой целью: иллюстрация объяснения учителя или источник открытия нового знания);
- использовался ли предшествующий опыт детей;
- вопросы к учащимся (на констатацию наблюдаемого, на повторение ранее изученного, на размышление, на поиск нового решения проблемы);
- как вводилось новое знание и умение (показ с последующим повторением приема, самостоятельные размышления и пробные поисковые упражнения);
- реакция учителя на неправильные ответы (не обращает внимания и пропускает, исправляет сам, переводит в проблемную ситуацию)
1.4. Как осуществлялось планирование предстоящей практической работы (готовый план, определение порядка работы учащимися);
1.5. Степень самостоятельности учащихся в их практической работе (зависит от анализа задания (констатирующий или всесторонний), наличия базы наработанных качественных практических умений).
1.6. Все ли ученики справились с работой. Типичные затруднения.
1.7. Качество выполненной практической работы (качество закрепляемых умений, нового умения).
1.8. Личность учителя (характер общения – авторитарный или демократичный, темп речи, внешний вид, поощрения)
6. В каких моментах урока решались воспитательные задачи.
7. Носил ли урок в целом развивающий характер (Соотношение активной деятельности учителя и учащихся. Самыми говорящими на уроке должны быть ученики – это развитие)
Так как в настоящее время существует несколько программ по технологии, то следует рассмотреть и другие варианты анализа урока технологии. Конышева Н.М. предлагает анализировать урок в два этапа: самоанализ и анализ и оценка присутствующих на уроке.
При самоанализе учитель может опираться на следующие вопросы:
- Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?
- Какие моменты оказались неожиданными и как удалось сориентироваться в данной ситуации?
- Какие выводы можно сделать?
- Все ли вопросы, обращенные к учащимся были сформулированы правильно и четко?
- Что учителю не удалось и почему?
- Все ли поставленные задачи были выполнены?
Для методического анализа урока присутствующими можно использовать следующие моменты:
1. Указать тип урока по содержанию.
2. Целесообразность сформулированных задач урока. Соответствие их типу данного урока.
3. Соответствие действий учителя типу урока и поставленным задачам.
4. Адекватность действий учителя запланированному на уроке.
5. Целесообразность использования репродуктивных и творческих заданий.
6. Как реализовалось воспитательное значение урока
7. Целесообразность используемых форм организации работы.
8. Правильность, точность, выразительность речи учители.
9. Умение учителя установить контакт с учениками.
10. Формирование у учащихся внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу.
11. На сколько решены поставленные задачи.
12. Оценивание поведения и деятельности учителя в целом
Таким образом, мы рассмотрели особенности урока технологии в начальных классах.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите требования к урокам технологии. 2. Выделите типы уроков по содержанию 3. Перечислите типы уроков, выделенных Конышевой Н.М. и охарактеризуйте их. 4. Какие этапы включает подготовка учителя к уроку.