Показатели качества процесса
Система управления должна обеспечить постоянное улучшение процессов в организации; это - прямое требование стандарта IS0 9001:2008. При выполнении этого требования необходимо определить измеряемые характеристики качества процесса. Представляется целесообразным структурировать эти показатели по трем иерархическим уровням (рис. 6).
Результативность выполнения процесса- первый уровень на` рис. 7.
Оперативное управление процессами строится, как правило, на косвенных показателях, отражающих в основном техническую составляющую. Косвенными показателями качества процессов, которые можно отнести к показателям результативности выполнения процесса, могут служить следующие обобщенные характеристики:
· точность процесса; характеризуется величиной отклонения параметров продукции на выходе процесса от номинальных значений, установленных в документации (спецификации); для процесса документооборота, например, точность процесса может характеризоваться числом ошибок и несоответствий в разработанных документах;
· возможность процесса (показатель стабильности); характеризуется величиной разброса параметров продукции на выходе процесса внутри поля допуска, установленного в документации (спецификации);
· надежность процесса; характеризуется частотой сбоев процесса, приводящих к изменению характеристик продукции, или временем работы процесса без сбоев;
· производительность процесса; может измеряться временем выполнения запроса потребителя процесса (время обслуживания);
· гармоничность процесса; характеризуется параметрами очередей продуктов на входе и выходе процесса; в качестве таких параметров очередей можно использовать среднюю и максимальную длину очереди, среднее и максимальное время пребывания продукта в очереди;
· управляемость процесса; характеризуется величиной реакции процесса на управляющее воздействие;
· безопасность процесса; характеризуется частотой сбоев процесса, повлекших за собой последствия для работников;
· эргономичность процесса; характеризуется средним временем утомляемости работников при выполнении процесса;
· экологичность процесса, характеризуется частотой сбоев процесса, повлекших за собой последствия для окружающей среды.
Рис.7. Показатели качества процесса.
Степень соответствия фактических показателей процесса плановым (установленным) с учетом фактора риска несоответствия (показателя стабильности)может быть принята как оценка результативности выполнения процесса.
Результативность управления процессом - второй уровень на рис.7.
Для процессов, находящихся под управлением системы менеджмента качества, должны быть сформулированы цели в области качества. Эти цели должны соотноситься c политикой в области качества и как минимум ставить задачи повышения результативности. Степень улучшения характеристик процесса (например, перечисленных выше) - показатель результативности управления процессом.
Эффективность процесса - третий уровень на рис. 7.
Показатели эффективности процесса отражают его КПД и определяются как отношение добавленной процессом ценности продукции к увеличению процессом ее (продукции) стоимости (∆V/∆С). C точки зрения принятия управленческих решений на высшем уровне именно прямые показатели эффективности процессов(∆V/∆С) могут дать наиболее ценную фактическую основу.
Уровни, o которых идет речь, имеют определенную иерархическую последовательность: в первую очередь необходимо обеспечить результативность выполнения процесса, следующий шаг - обеспечить результативность управления процессом только после этого можно говорить об эффективности. Но это преимущественно на этапе становления системы. После того как были поставлены цели по первым двум уровням, оба они становятся одинаково обязательными для достижения, а уровень 3 может быть еще в перспективе. То же самое касается и тех случаев, когда поставлены цели по всем трем уровням - все они становятся одинаково обязательны. С другой стороны, невозможно ставить цели эффективности (и оценивать эффективность) без достижения целей результативности как выполнения, так и управления; невозможно ставить цели результативности управления без достижения целей результативности выполнения.