Технико-эксплуатационные характеристики транспортного флота
Цель лекции – изучение технико-эксплуатационные характеристики транспортного флота
Ключевые слова – рейс судна, дедвейт судна, показатели бюджета времени судна.
Морское транспортное судно является основной производственной единицей морского транспорта, осуществляющей перевозки грузов в различных видах плавания. Поэтому центральным объектом планирования в пароходстве является рейс, который определяется как законченный цикл перемещения грузов судном.
– это транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определенный интервал времени между определенными географическими пунктами или районами. Рейс состоит из технологических процессов, основными из которых являются:
А) грузовая обработка и обслуживание судна в порту;
Б) перемещение судна по морским путям.
К операциям, выполняемым в порту, относятся: погрузка, выгрузка (грузовые операции); бункеровка, подача воды (операции снабжения) и т.д.
К операциям, выполняемым судном на переходе, относятся: маневрирование, прохождение каналов, узкостей и др.
Рейсы классифицируются по следующим признакам:
1) по организации перевозки: нерегулярные, линейные.
2) По видам плавания: каботажные, заграничные.
3) По числу портов захода: простые, сложные.
4) По степени загрузки: с полным грузом, с недогрузом, в балласте.
Рейсы могут иметь сложную структуру и содержать несколько из перечисленных пунктов.
Началом рейса является момент фактического окончания выгрузки и оформлении грузовых документов по предыдущему рейсу.
Транспортные ресурсы морской отрасли в целом слагаются из производственных возможностей отдельных судов. Эти возможности отражаются прежде всего в их технико-эксплуатационных характеристиках.
К важнейшим технико-эксплуатационным характеристикам относятся его чистая грузоподъемность, грузовместимость и скорость.
Чистая грузоподъемность судна характеризует его потенциальную весовую способность принимать к перевозке определенную массу грузов. Чистую грузоподъемность находят как разность дедвейта и величины рейсовых запасов :
Дедвейт судна не является величиной постоянной. Он определяется как разность двух значений водоизмещений судна: при осадке Т и порожнего судна:
Где определяется выражением:
Где - плотность воды
- коэффициент общей полноты
- длина судна
- ширина судна
Транспортные ресурсы судоходного предприятия характеризуются числом находящихся в его распоряжении судов, их суммарным тоннажем:
И рядом других показателей. Они дополняются показателями бюджета времени каждого судна и флота в целом.
Показатели бюджета времени отражают структуру календарного периода , его деление на эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды и состав каждого из них.
Внеэксплуатационный период включает продолжительность заводского и выделяемого из него докового ремонта , а также котломоточисток , зимнего отстоя и некоторые виды аренды :
Эксплуатационный период в соответствии с делением технологических процессов работы судов на две составляющие также делится на ходовую и на стояночную , составляющие:
Ходовая составляющая охватывает время чистого хода , всех вспомогательных ходовых операций и задержек в пути – как вынужденных (например, по метеоусловиям), так и представляющих собой различного рода упущения :
Стояночная составляющая включает продолжительность собственно грузовых операций - погрузки и выгрузки, вспомогательных стояночных операций , так и упущений :
Продолжительность внеэксплуатационного периода рассчитывается на основании приказов о вводе-выводе судна из эксплуатации, где указывается конкретная составляющая этого периода, т.е причина или цель вывода судна из эксплуатации. Составляющие и элементы эксплуатационного периода учитываются по данным о затратах времени в каждом рейсе, включаемым в рейсовые отчеты капитанов.
Измеряются показатели бюджета времени отдельного судна в судо-сутках. Эта же единица служит для суммирования показателей бюджета времени по группе однородных судов. При этом расчет любой составляющей бюджета времени сводится к простому суммированию ее величины по всем рассматриваемым судам:
Для разнотипных судов показатели бюджета времени измеряются в тоннаже-сутках. Их суммирование осуществляется с учетом разницы в чистой грузоподъемности рассматриваемых судов:
Бюджет времени флота в эксплуатации определяется по формуле:
Другим способом представления показателей бюджета времени группы разнотипных судов или всего флота служат средние продолжительности каждого периода у:
Эти величины, измеряемые в судо-сутках, более удобны для практического использования. Кроме того они используются при расчете некоторых других показателей. Например, средняя продолжительность эксплуатационного периода:
Служит для определения расчетного числа судов:
Т.е. числа судов, которые фактически используются на перевозках.
Помимо своего основного назначения – характеризовать бюджет времени судна и флота, показатели этой группы также используются при определении ряда средних причин.
Средняя грузоподъемность судов рассматриваемой группы или всего флота рассчитывается двумя способами. Первый путем взвешивания по эксплуатационному периоду
Служит для расчета ряда обобщающих эксплуатационных показателей.
Средняя скорость по группе судов взвешивается обычно по чистой грузоподъемности:
По своей сущности средние величины должны обеспечивать возможность замены представляемых ими частных значений. Это означает, что расчеты со средними и частными величинами должны приводить к одинаковому результаты.
Смысл средней скорости отражается сопоставлением проходимого судами расстояния L и необходимых для этого затрат времени:
Перевозчик грузов должен обеспечить: во-первых, безопасность судна и, сохранность груза. Безопасность судна обеспечивается его правильным и загрузкой, а сохранность соблюдением правил перевозки.
Широкий ассортимент перевозимых морем грузов, разнообразие их свойств, привело к возникновению большого числа нормативных документов регламентирующих их перевозку. Они делятся на национальные документы и международные.
При приемке грузов применяются ряд методов для проверки его качества и соответствия предъявляемым документам:
- органолептический, основанный на использовании органов чувств человека, без использования приборов;
- натурный, основанный на исследовании проб груза приборами в натурных условиях;
- лабораторный, основанный на исследовании проб груза в лабораторных условиях. Полученные результаты оформляются в виде сертификатов на груз.
Качественные эксплуатационные показатели рейса
К качественным эксплуатационным показателям рейса относятся продолжительность рейса, общий объем перевозок, полезная транспортная и затрачиваемая техническая работа, протяженность рейса, дальность перевозки грузов и др.
1) Чистая грузоподъемность судна,
- важнейший показатель, характеризующий производственную возможность грузового судна. Этот показатель рассчитывается как разность между дедвейтом судна при осадке его по летнюю грузовую марку и массой рейсовых запасов , необходимых при работе судна в обычном для него район плавания и т.д.
, т
2) Эксплуатационный период работы судна,
Эксплуатационный период представляет собой эксплуатационное время судна. Оно определяется:
где: - судо-сутки в эксплуатации;
- судо-сутки календарные;
- судо-сутки на ремонте, на котлочистке, время межнавигационного отстоя.
Лекция 2.ТРАНСПОРТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ
Цель лекции – Изучить транспортную классификацию грузов на флоте. Познакомиться с терминами и определениями по грузоведению.
Ключевые слова – транспорт, груз, перевозочный процесс, транспортные характеристики груза.
Транспортная классификация грузов введена для определения оптимальных условий транспортирования грузов, обеспечивающих их сохранность на транспорте, планирования, регулирования и учета грузооборота, обоснования специализации ПРМ, параметров складов и типов перегрузочного оборудования. Из множества признаков, по которым можно выполнить классификацию, выбирают определяющий, т.е. существенный для достижения поставленной цели, классификационный признак.
Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.
Морским флотом перевозится большое количество грузов, значительно отличающихся по своим свойствам. Поэтому для изучения условий сохранной транспортировки грузов морем необходимо, прежде всего, иметь ясное представление о системе, которая объединяет это множество грузов, т. е. об их классификации. Классификация по способу перевозки решает вопросы о выборе судна для перевозки того или иного судна. Класс по физ-хим свойствам позволяет правильно планированию размещения грузов на судне (карго-план) с учетом их возможного действия друг на друга Наиболее распространенным является деление грузов на сухие и наливные и живность. Приступая к изучению классификации сухогрузов, необходимо иметь в виду, что признаки общности, по которым объединяются отдельные группы грузов, значительно различаются между собой, а поэтому существует несколько видов классификации сухогрузов.
По способу перевозки грузы классифицируются на штучные, навалочные и насыпные. Штучные грузы называют генеральными грузами (англ слово-генерал-общий которые имеют неоднородность размещенных в трюме грузовых мест). Они состоят из отдельных упакованных или неупакованных грузовых мест. Особенностью этих грузов является то что на судне можно перевозить либо груз одного вида (сахар) или множество мелких партий разных грузов, причем вся партия может состоять из одного грузового места.
По размерам и массе шт. грузы делятся: Длинномерные (длина 9 м и более) Тяжеловесные (массой 3 т и более) Крупногабаритные (металлокнструкции, автомашины в таре и без нее, оборудование, сельхох техника) В процессе транспортирования и хранения в массе груза могут происходить качественные и количественные изменения. Они объясняются действием внешних факторов: взаимодействие груза с внешней средой, механические воздействия на груз в процессе движения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), неисправности кузовов ПС и складских устройств. На качество грузов оказывают большое влияние влажность, температура и газовый состав воздуха, запыленность, наличие в его составе микробиологических форм и свет. Под их действием происходят различные биохимические, физико-химические и микробиологические процессы. В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность.
Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.
Насыпные грузы перевозятся без упаковки насыпью. В отличии от навалочных они характеризуются однородностью отдельных частиц по форме и размерам из которых состоит груз К ним относятся: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо, кукуруза в зерне и початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушеный, мучка, вика, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. На флоте эти грузы как правило большими партиями занимающие целые суда или в крайних случаях в отдельных грузовых помещениях К навалочным грузам относятся грузы состоящие из большого количества единиц разной величины твердые топливо, руда, минерально- строительные материалы, лесоматериалы перевозимые без упаковки. Как правило, навалочные грузы принимают к перевозке без счета мест. Различают навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (твердое топливо, руда, кирпич, лес), и грузы, подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения). Перевозка первой группы навалочных грузов допускается на открытом подвижном составе, а грузов второй группы – в универсальных крытых и специализированных вагонах и контейнерах.Тарно- упаковочные и штучные грузы включают множество наименований промышленной продукции и товаров народного потребления. Эти грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно- массовых характеристик отдельных грузовых мест. В зависимости от объемно- массовых характеристик тарно- упаковочные и штучные грузы подразделяются на 4 группы. Первую группу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их, как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах. Тарно- упаковочные и штучные грузы второй, третьей. Четвертой групп, называемые тяжеловесными, перевозят на открытом подвижном составе, а иногда в контейнерах –кассетах. К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах. К живности относятся: крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, дикие звери, птица всякая, живая рыба, раки и пчелы. В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы могут быть классифицированы на 11 групп. Первую группу составляют скоропортящиеся грузы, то есть грузы, требующие защиты от действия высоких или низких температур окружающей среды. К ним относятся продукты полеводства, огородничества, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности.Характерной особенностью грузов второй группы является гигроскопичность – способность поглощать свободную влагу воздухаК третьей группе отнесены грузы, легко аккумулирующие постаронние запахи, что может привести к порче продукта.Грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении или перевозке могут привести к порче других грузов, включены в 4 группы.Пятую группу составляют грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико- химические свойства в процессе перевозки и храненияВ шестую группы включены навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойство сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц Седьмая группа состоит из слеживающихся навалочных грузов, у которых при длительным хранении или перевозке происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоев груза.Опасные грузы объединены в восьмую группу. Эти грузы могут послужить причиной взрыва, пожара, заболевания, отправления или ожогов людей и животных, а также вызвать порчу или повреждения других грузов, подвижного состава, устройств и сооружений.Девятую группу составляют грузы, которые в процессе перевозки и хранения способны к значительным потерям массы – овощи, бахчевые культуры, мясные продукты.К десятой группе отнесена живность. Продукция машиностроения объединена в 11 групп По способом условиям хранения различают три группы грузов.Первую группу составляют ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги и изменения температуры.Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче – эта бумага, металл, хлопок и тд.В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, контейнеры, минерально - стройтелные материалы.Для нормирования, финансирования учета погрузочно- разгрузочных работ грузы делят на группы: тарно–упаковочные и штучные, мясные, тяжеловесные и контейнеры, металлы и металлоизделия, зерновые, лесные, навалочные, овощные. В зависимости от периода планирования и вида перевозок на железнодорожном транспорте разработаны следующие номенклатуры грузов плана и учета погрузки: годового, квартального планирование; планирования в прямом смешанном железнодорожно– водном сообщении.Физико-химические свойства характеризуют состояние груза, его способность вступать во взаимодействие с окружающей средой, вредно воздействовать на подвижной состав, складские емкости, погрузочно- разгрузочные машины и устройства, другие грузы, а также на здоровье людей. От физико- химических свойств в большой степени зависят выбор условий перевозки, перегрузки и хранения груза и основные требования к его таре и упаковке. Гранулометрический состав характеризует количественные распределение частиц насыпных и навалочных грузов по крупности. Гранулометрический состав оказывает значительные влияние на такие свойства груза, как сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, смерзанию, уплотнению.Сыпучесть- способность насыпных и навалочных грузов перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. Сыпучесть груза характеризуется величиной угла естественного откоса и сопротивлением сдвигу. Углом естественного откоса называется двугранный угол плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Величина угла естественного откоса зависит от рода груза, его гранулометрического состава и влажности.Скваживостость определяет наличие и величину пустот между отдельными частичками груза и оценивается коэффициентом скважистости.Пористость характеризует наличие и суммарный объем внутренних пор и капилляров в массе груза и оценивается коэффициентом пористости.Хрупкость- способность некоторых грузов легко поглощать пыль из окружающей атмосферы. Поглощение пыли приводит к порче материалов или вызывает необходимость очистки продукции от пыли перед употреблением ее в производстве.Распыляемость – способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния от места расположения груза. Яркий пример этого явления – пыление при перегрузочным и перевозочным процессах угля, цемента, муки и других грузов.
Абразивность – способность грузов истирать соприкасающиеся с ними поверхности подвижного состава, ПРМ и сооружений.
Слеживаемость – способность отдельных частиц груза сцепляться, прилипать к стенкам подвижного состава, бункеров, силосов и друг к другу и образовывать достаточно прочную монолитную массу. Слеживаемость характерна для многих насыпных и навалочных грузов.Водообразование – процесс образования свода над выпускным отверстием бункера, силоса, подвижного состава, характерный для насыпных и навалочных грузов.
Вязкость- Свойства частиц жидкости сопротивляться перемещению относительно друг друга под действием внешних сил. Вязкость характеризует внутреннее трение между частицами и объясняется силами молекулярного сцепления. Различают динамическую, кинематическую, условную вязкость.
Самонагревание и самовозгорание происходят под действием внутренних источников тепла – химических и биохимических процессов, протекающих в массе и повышающих его температуру. Самонагреванию подвержены зерно, волокнистые материалы, сено, каменные и бурые углы, торф, некоторые руды и концентраты и др.
Окислительные свойства грузов – способность легко отдавать избыток кислорода другим веществам. Примесь окислителей может вызвать загорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха.
Некоторые окислитель вместе с органическими веществами способны к образованию взрывчатых смесей, взрывающихся вследствие детонации, трения или удара. Особенно активными окислителями являются жидкие кислоты, щелочи, соли, минеральные удобрения и т.д.
Коррозия – разрушение металлов илиметаллических изделий вследствие их химического или электрохимического взаимодействие с внешней средой. Коррозия или окисление металлов, являются процессом присоединения к металлоидам кислорода, хлора, брома и некоторых других элементов.
В целях защиты от коррозии в процессе перевозки металлы и металлоизделия тщательно упаковывают, в необходимых случаях уплотняют стены и крышу вагонов, покрывают антикоррозионными смазками открытые части, не допускают их совместную перевозку с грузами, являющимися активными окислителями.
Реакция на изменение температур . Смерзаемость– способность грузов терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных частиц продукта в сплошную массу.
Морозостойкость- способность грузов выдерживать воздействие низких температур, не разрушаясь, и сохранять свои качественные характеристики при оттаивании.
Спекаемость – свойств частиц некоторых грузов слипаться при повышении температуры продукта.
Теплостойкость- способность веществ противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, окислению, плавлению или самовозгоранию под действием высоких температур. В грузах растительного и животного происхождения взаимодействие с окружающей средой приводит к развитию различных биохимических процессов. Такие из них, как автолиз, дыхание, дозревание и прорастание, вызваны процессами, происходящими в самом продукте, а гонение, брожение и плесневение объясняются жизнедеятельностью различных микроорганизмов.
Автолиз наблюдается в мясных, табачных изделиях, муке и некоторых других грузах и представляет собой процесс растворения тканей продукта в результате распада белков, углеводов и жиров.
Процесс дыхания характерен для грузов растительного происхождения, являющихся живыми образованиями. При дыхании происходит окисление углеводородов, жиров и других органических соединений кислородом. Интенсивность дыхания возрастает с ростом температуры и влажности продукта.
Процесс дозревания характерен для зерна, овощей, фруктов. При этом в зернах происходит переход сахара в крахмал, а в овощах и фруктах крахмал превращается в сахар.