Понятие и классификация функций управления
Функция управления (ФУ) — это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
В определении функций получил распространение подход, направленный на выделение общих, конкретных или специаты функций.
Общие - рассматриваются как функции обязательные к исполнению в любой организационной системе.
Конкретные — это функции, отражающие специфику той иной организационной системы.
Общие функции управления представлены на рис. 3.8.
I. Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации развития всей организации и ее структурных подразделений, определение потребных средств, их достижение и сроки.
II. Организация — непосредственно связана с систематизации многих целевых задач, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
III. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей.
ГУ. Контроль - установление норм, измерение полученных результатов и проведение корректирующих воздействий.
При этом осуществляется непрерывный процесс координации выполнения функций управления. Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления.
Выделение конкретных функций управления необходимо для I) организации управления, 2) формирования штатов, 3) формирования организационной структуры.
В качестве объектов управления могут выступать (1. Ресурсы), (2. Процессы), (3. Результаты), увязанные в определенную последовательность:
1. Функции управления ресурсами:
• материальными;
• трудовыми;
• финансовыми;
• информационными;
• технологическими.
2. Функции управления процессами:
• управление материально-техническим снабжением;
• основным производством;
• вспомогательным производством;
• совершенствование управления;
• управление сбытом;
• управление маркетингом.
3. Функции управления результатами:
• управление качеством продукции, изделий;
• управление производительностью;
• управление затратами.
Основной целью управления, как показано па рис. 3.9, является обеспечение [Ц-К| — показателя конкурентоспособности продукции, изделий, товара, услуг (ПИТУ), где Ц — цена; К - качество.
Планирование как функция управления. Задачи планирования:
1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений в частности.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание возникновения проблем развития организации.
3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации в реализации поставленных задач.
4. Создание объективной базы для эффективного контроля результатов деятельности.
5. Стимулирование трудовой активности работников организации.
6. Информационное обеспечение работников организации. План — основа деятельности организации любой формы собственности и размеров.
Виды планирования:
• продуктово-тематическое планирование (обновление продукции, изделий, совершенствование технологии);
• ресурсное планирование;
• календарное планирование;
• стратегическое планирование;
• тактическое планирование.
Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа:
• постановку задачи планирования;
• разработку плана;
• реализацию планового решения.
Организация выполнения задания коллективом организации как функция управления. Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям согласованно и эффективно работать вместе для достижения общих целей, сформулированных проектом.
Основными задачами организации являются:
• формирование структуры организации, исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных;
• установление конкретных параметров, режимов работы подразделений, отношений между ними;
• обеспечение деятельности организации ресурсами (трудовыми, финансовыми, материальными).
Этапы организации выполнения задания как функции управления:
1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций, уровней иерархии.
2. Установление соподчиненности и взаимосвязей в иерархической структуре.
3. Обеспечение этих взаимоотношений. Принципы осуществления функции организации:
• неразрывная связь с целями предприятия;
• разделение труда и объединение исполнителей в управляемые рабочие группы;
• координация различных видов деятельности, порученных каждой группе исполнителей;
• единство цели — каждая группа и конкретный исполнитель должны работать на общую цель;
• использование эффективных норм управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер).
Функции мотивации. Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия или организации.
Принципы мотивации можно представить в виде:
1. Установления четких целей и задач и знание их исполнителями.
2. Увязки целей и вознаграждения, определение критериев оценки работы.
3. Гласности. Наличие «обратной» связи.
4. Создания благоприятных условий для эффективной работы и здорового производственного климата.
5. Единства моральных и материальных методов стимулирования и их сочетание.
6. Всестороннего учета личных качеств работников.
7. Использования преимущественно положительных стимулов, Функция контроля. Контроль — это непрерывный процесс,
обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности новых объектов управления и изменений внешней среды.
Контроль — это процесс объективной оценки достижений организацией своих целей. Он состоит из установления: 1) норм (стандартов); 2) измерения полученных результатов; 3) проведения не обходимых корректирующих мер.
Объектами контроля выступают предприятия, организации, фирмы и т.п.
Предметами контроля являются производственные процессы. втом числе и конкретная продукция, изделие.
Субъектами контроля могут выступать менеджеры отдела тех нического контроля, государственные органы.
Главные инструменты выполнения функции контроля:
1) наблюдение;
2) поверка всех сторон деятельности;
3) учет;
4) анализ.
Виды контроля. По стадии производственного процесса различают входной, операционный, контроль готовой продукции, условия ее хранения.
1. В зависимости от субъекта контроля выделяют самоконтроль, контроль менеджером, контрольным мастером отдела технического контроля (ОТК), инспекционный контроль, государственный,
международный.
2. По степени объема контроля: сплошной, выборочный.
3. По режиму контроля: усиленный, нормальный.
4. По степени механизации: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.
5. По способу получения и обработки информации: регистрационный, статистический, расчетно-аналитический.
6. По периодичности выполнения контрольных операций: непрерывный, периодический.
7. По времени контроля: предварительный, текущий, заключительный.