Методические указания по выполнению. 3.1. По приложению 6 выбрать конструктивные размеры заданного подшипника (D, d, BK, r)
3.1. По приложению 6 выбрать конструктивные размеры заданного подшипника (D, d, BK, r).
3.2. Посадки колец подшипников назначают по виду нагружения колец. В заданиях для курсовой работы дается два вида нагружения: циркуляционный, когда кольцо вращается, и местный для неподвижного кольца. Посадка для кольца, имеющего циркуляционный вид нагружения, производится по интенсивности радиальной нагрузки PR, кН/м:
(3.1)
где R – расчетная радиальная реакция опоры, H;
Bp – рабочая ширина подшипника, м, Bp=(BK – 2r)·n;
r – радиус закругления фаски кольца подшипника, мм;
п – количество подшипников;
Кп – динамический коэффициент посадки при нагрузке с умеренными толчками (перегрузка до 150% Kп=1,0) при перегрузке до 300% толчки, вибрация Кп=1,8;
F - коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале и тонкостенном корпусе, изменяется от 1 до 3 для вала и от 1 до 1,8 для корпуса; (При массивном вале F=1). При тонкостенном корпусе F=1,4.
FA - коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки; FA=1 при отсутствии осевой нагрузки (см. с. 149 [1]).
Определив для циркуляционно нагруженного кольца значение интенсивности радиальной нагрузки, по таблице 3.1 выбрать поле допуска соответственно для вала или корпуса, сопрягаемого с этим кольцом.
Посадку под кольцо, имеющее местный вид нагружения, выбирать из таблицы 3.2.
Таблица 3.1 – Допустимые значения интенсивности нагрузки
Номинальный посадочный размер внутреннего кольца подшипника на вал, мм | РR, кН/м, при поле допуска вала | Номинальный посадочный размер наружного кольца подшипника на вал, мм | РR, кН/м, при поле допуска отверстия | ||||||
js6 | k6 | m6 | n6 | K7 | M7 | N7 | P7 | ||
Свыше 18 до80 Свыше 80 до 180 | до 300 до 600 | 300-1400 600-2000 | 1400-1600 2000-2500 | 1600-3000 2500-4000 | Свыше 50 до 180 Свыше 180 до 360 | до 800 до 1000 | 800-1000 1000-1500 | 1000-1300 1500-2000 | 1300-2500 2000-3300 |
Таблица 3.2 – Рекомендуемые посадки для местно-нагруженных колец подшипников
Размеры посадочных диаметров, мм | Поля допусков сопрягаемых с подшипником деталей | |||
свыше | до | вал | стальной или чугунный корпус | |
неразъемный | разъемный | |||
Нагрузка спокойная или с умеренными толчками и вибрацией | ||||
- | h6 h6,g6 | H7 G7 | H7, H8 | |
Нагрузка с ударами и вибрацией | ||||
- | h6 | JS7 H7 | JS9 |
3.3 Пример построения схем полей допусков приведен на рисунке 6. Отклонения колец подшипников определить используя приложение 5.
а) б)
Рисунок 6 – Схема полей допусков соединения: а) «внутреннее кольцо – вал», б) «корпус – наружное кольцо»
3.4. Пример эскиза подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипниками, со всеми требуемыми обозначениями приведен на рисунке 7.
a) б)
Рисунок 7 – Обозначение посадок подшипников качения и полей допусков сопрягаемых с ними деталей: а) на рабочих чертежах; б) на сборочном чертеже
Пример.Номер подшипника 314, чертеж узла - рисунок 13 (приложение 1), радиальная нагрузка R = 15 кН.
3.1. По приложению 6 выбираем D = 150; d=70; ВK=35; r=3.5.
3.2. Выбираем коэффициенты Кп = 1,2; FA=1; F=1.
С учетом принятых коэффициентов, рассчитываем интенсивность радиальной нагрузки по формуле 3.1.
PR= кН/м
По таблице 3.1 для PR= 321,4кН/м и d=70мм выбираем поле допуска вала – к6. Поле допуска внутреннего кольца принимаем L0 (нулевой класс точности). Посадка «внутреннее кольцо - вал» - Ø70 LO/к6. По таблице 3.2. выбираем поле допуска корпуса подшипника для D = 150мм - G7.
Поле допуска наружного кольца - L0. Посадка «корпус - наружное кольцо подшипника» - Ø150 G7/L0.
3.3. Строим схему полей допусков (рисунок 6).
3.4. Чертим эскизы подшипникового узла, указываем посадки и поля допусков, шероховатость, допуски формы и расположения посадочных поверхностей (рисунок 7).
Таблица 3.3 - Параметры шероховатости посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов под подшипники качения
Подшипник качения | Посадочные поверхности | |||
класс точности | номинальный диаметр, мм | валов | отверстий корпусов | опорных торцов заплечиков |
Параметр шероховатости Ra, мкм | ||||
До 80 80 - 500 | 1,25 2,5 | 1,25 2,5 | 2,5 2,5 |
Таблица 3.4 – Допуски формы и расположения посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов (в мкм не более)