Качество продукции и методы оценки.
Тема 11. качество и конкурентоспособность продукции
Качество продукции и методы оценки.
Конкурентоспособность продукции.
Управление качеством продукции (услуг)
Качество продукции и методы оценки.
Каждое изделие является носителем различных конкретных свойств, отражающих его полезность, и соответствует определенным потребностям человека. Полезность любых вещей отражена в их потребительской стоимости. Потребительская стоимость того или иного товара должна быть оценена, т. е. должно быть определено его качество.
Качество как экономическая категория отражает совокупность свойств продукции, определяющих меру ее пригодности удовлетворять потребности покупателя в соответствии со своим назначением.
Наряду с качеством существует понятие технического уровня изделий, которое уже понятия качества и охватывает совокупность лишь технико-эксплуатационных характеристик. Его показатели устанавливаются при проектировании (разработке) преимущественно новых орудий труда (машин, оборудования, приборов, транспортных средств и т. п.) и отражаются в специальных картах технического уровня, которые используются в процессе изучения рынка и определения спроса на новые товары, составления бизнес-планов, в рекламных целях.
Необходимость улучшения качества продукции в современных условиях обусловлена следующими обстоятельствами:
>потребности научно-технического прогресса(современные технологии требуют лучших качественных характеристик сырья, материалов, оборудования и тому подобное);
>изменение|смена| потребительских запросов населения(при количественном насыщении рынка растут|вырастают| требования|востребования| к|до| качественным характеристикам товаров);
>недостаток|нехватка| или ограниченность природных ресурсов(использование|употребление| высококачественных: сырья, материалов, машин равноценное их сохранению|сохранности|, экономии общественного труда);
>повышение значения материального стимулирования в рыночных условиях (каждый человек, который|какой| лучше работает|трудится|, может приобрести за свою плату более высококачественный товар);
> развитие внешней торговли(выход и завоевание внешнего рынка возможны лишь|только| при условии производства высококачественной конкурентоспособной продукции).
Значение повышения качества продукциизаключается в том, что недостаточный уровень качества имеет негативные экономические|экономичные|, социальные и экологические|экологичные| последствия.
Экономические|экономичные| следствия заключаются в потерях материальных и трудовых ресурсов, затраченных на изготовление, транспортировку и хранение|сохранность| недоброкачественной продукции; дополнительные расходы на ремонт техники; потери в производственной инфраструктуре (дороги|пути|, хранилища, коммуникации) и тому подобное.
Социальные следствия проявляются в снижении темпов роста благосостояния населения, падении престижа отечественных товаров, уменьшении прибыли предприятий и др.
Экологические|экологичные| следствия - это дополнительные потери на очистку|очищение| земельных ресурсов, водного и воздушного бассейнов, на оздоровление населения, потери производительности сельскохозяйственного производства из-за|из-за| сложной экологической|экологичную| ситуации и т.п.
Оценка качества предусматривает определение ее абсолютного, относительного, перспективного и оптимального уровней
Абсолютный уровень качества того или иного изделия определяют путем расчета выбранной группы показателей, без сравнения их с соответствующими показателями аналогичных изделий. Одновременно определяют относительный уровень качества отдельных видов продукции, который позволяет сравнивать ее показатели с абсолютными значениями наилучших отечественных и зарубежных аналогов.
Приоритетные направления развития науки и техники должны отображаться в перспективном уровне качества продукции. Оптимальный уровень качестваотвечает минимальной величине общих расходов на производство и эксплуатацию продукции.
В зависимости от количества свойств, которые|какие| характеризуются, показатели качества делятся на:
ð единичные,которые характеризуют отдельные свойства изделия;
ð комплексные,с помощью|посредством| которых|каких| измеряется группа свойств изделия;
ð общие,которые|какие| характеризуют качество всей совокупности продукции предприятия.
Единичные показатели условно делятся на такие группы:
• Показатели назначения (характеризуют приспособленность|приспособляемый| изделий к|до| использованию|употреблению| и их сфера использования|употребления|).
• Показатели надежности и долговечности (отображают свойство изделия выполнять|исполнять| свои функции на протяжении определенного времени с сохранением|сохранностью| эксплуатационных характеристик; свойство изделия сохранять|беречь| свою работоспособность| длительное время).
• Показатели технологичности (характеризуют эффективность конструкций машин и технологий их изготовления).
• Эргономичные показатели (учитывают комплекс гигиенических|гигиеничных|, антропометрических, физиологичных свойств человека, требования|востребования| техники безопасности).
• Эстетичные|эстетические| показатели (характеризуют выразительность, соответствие стиля, оригинальность, гармоничность).
• Показатели стандартизации и унификации, которые отображают|отражают| степень использования|употребления| в изделии стандартизированных и унифицированных деталей и узлов.
• Экономические показатели (отображают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделия).
• Патентно-правовые, которые|какие| отображают степень использования|употребления| новых изобретений при проектировании изделий.
Комплексные показатели характеризуют несколько свойств продукции. Согласно этим показателям продукция делится по сортам, маркам, классу.
В процессе хозяйственной деятельности важно не только правильно оценить качество отдельных изделий, но и определить общий уровень качества продукции предприятия. Для этого используется систему общих показателей, основными из|с| которых|каких| являются:
• коэффициент обновления ассортимента;
•доля|часть,доля| сертифицированной продукции;
•доля|часть,доля| продукции, предназначенной для экспорта;
• объем товара, реализованного уцененным во время сезонной распродажи;
•коэффициент сортности;
•удельный вес брака|брака| в общем выпуске товарной продукции.
Методы оценки качества продукции.В зависимости от способа получения информации подразделяются на: объективный (измерительный и регистрационный), органолептический и расчетный методы.
Измерительный метод- предусматривает использование|употребление| при оценке качества продукции технических средств контроля.
Регистрационный методбазируется на наблюдении и расчетах|вычислении| количества предметов, случаев.
Органолептический методпредусматривает анализ восприятий органами чувств человека потребительских свойств товара.
Расчетный методиспользуется при определении показателей качества вновь созданных изделий; разновидностью этого метода является комплексный метод,который|какой| заключается в определении интегрального|интегрируемого| показателя качества продукции путем сравнения полезного эффекта от использования|употребления| изделия и общих расходов на его создание и потребление.
В зависимости от источника информации методы оценки качества делятся на:
=> традиционный метод (оценка качества продукции в специализированных подразделениях|подразделениях|);
=> экспертный метод (используется для оценки эстетических|эстетических| показателей качества);
=> социальный метод (базируется на определении качества продукции на основе изучения мнения потребителей о ней)
В отдельную группу выделяются статистические методыоценки качества продукции, которые|какие| базируются на использовании|употреблении| методов математической статистики и носят выборочный|избирательный| характер.