Интеллектуальная организация понятия концепции
Иинтеллектуальные организации (ИО)- естественное развитие обучающейся организации.
Интеллектуальная организация отличается от иерархической и рыночной прежде всего преобладанием не физической, а умственной работы, не регламентированной жестко в пространстве и времени. В интеллектуальной организации постепенно стираются грани между обучением и работой.
Менеджер интеллектуальной организации в большей степени лидер, исследователь и дизайнер, чем администратор и контролер. Управление поведением персонала ИО состоит в создании условий для обучения, творчества, естественного обмена знаниями и их накопления в коллективной памяти организации, самореализации сотрудников в общих интересах, в формировании общего информационного и интеллектуального пространства.
Так, организация офисного пространства предполагает наличие хорошо оборудованных комнат для совещаний сотрудников, комфортных зон отдыха и кафе, в которых за столиками объединяются неформальные группы. Так, в «кафе знаний» фирмы Scandia регулярно собираются за чашечкой кофе и дискутируют около тысячи человек. В клубной обстановке легче, чем за столом заседаний, происходит обмен опытом и профессиональными знаниями.
Офис будущего во многом будет построен по клубному типу, использоваться по мере необходимости, так как часть рабочего времени сотрудники будут проводить за компьютером дома или на территории клиентов в ходе их обслуживания. Классический офис как совокупность персонально закрепленных рабочих мест и кабинетов станет слишком дорогостоящим. Он превратится в место встречи штатных сотрудников, поставщиков, подрядчиков и клиентов.
Концепция интеллектуальной организации рассматривает не только персонал или менеджмент, но и саму организацию как своеобразный мыслящий организм. Первым обратил внимание на органическую природу фирмы биолог по образованию, Элтон Мэйо.
Р.Хант, обобщая опыт создания интеллектуальной организации, пишет о трех основных элементах формирования интеллектуальной культуры :
– формирование окружающей среды, обеспечивающей развитие индивида;
– интеллектуальное развитие команды (проектной группы);
– формирование коллективного духа, стремления к победе.
Совместными ценностями интеллектуальной организации являются ясное понимание смысла ее существования (миссии), стремление к самореализации и непрерывному развитию творческих способностей, свободе дискуссий и терпимости к противоположному мнению (толерантности).
Концепция интеллектуальной организации (The Thinking Organization) появилась в начале 1990-х как естественное развитие концепции обучающейся организации и вобрала в себя ряд новых управленческих идей: концепцию интеллектуального капитала, обучающейся организации, либеральной организационной культуры, сетевые принципы формирования структуры фирмы.
Интеллект. Капитал. По словам английского теоретика менеджмента Чарльза Хэнди, «в новом мире источниками благосостояния являются идеи, информация и разведданные»
Концепция интеллектуального капитала была предложена менеджером шведской компании Skandia Лейфом Эдвидссоном.
Под интеллектуальным капиталом подразумевается произведение человеческого капитала(интеллектуальных способностей персонала фирмы, их практических навыков) на структурный капитал(связи фирмы с поставщиками, партнерами, потребителями, общественностью, авторитетными учеными и правительством, бизнес-процессами, информационными системами, а также «упакованными знаниями» – базами данных).
Интеллектуальный капитал – продукт управления знаниями, которые фирма заимствует у других организаций либо получает в процессе обучения (концепция обучающейся организации).
Концепция обучающейся организации. Получение знаний – важнейшая сфера деятельности любой организации. В дополнение к стратегии бенчмаркинга(бенчмарк – отметка, ориентир) -равнения на мировых лидеров и заимствования у них передовых концепций развития бизнеса, организации работы, стратегия обучающейся организации направлена на создание собственного механизма приобретения знаний. Не только заимствуя чужие достижения, но и самостоятельно разрабатывая и осваивая продуктовые, технологические, организационные и социально-поведенческие нововведения.
Информационные ресурсы
Информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и т.д.). Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы с помощью средств вычислительной техники и связи приобретают качественно новое состояние, становятся доступными для оперативного воспроизводства необходимой информации и превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития общества. 1) Первично собираемая информация отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения. Информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях например, количество колец на спиле дерева, свидетельствующих о его возрасте), или информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Сконцентрированный по этому признаку информационный ресурс можно характеризовать как естественный, производственный, социально-экономический. Например, информация о численности населения. 2) Другой класс информационного ресурса составляют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности любой творческой работы, которая базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям Математическая обработка, логическая и т.д. Сюда же относятся и объекты, создаваемые в области авторского творчества в области литературы, искусства. Это информация, создаваемая в результате интеллектуальной деятельности человека. При этом создается не только вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, но и новая, открывающая то, чего до сих пор человечество не знало Речь идет, например, об открытиях, о прогнозах в различных социальных и природных процессах. 3) Самостоятельное значение имеет классификация информационных ресурсов по сферам их использования. В ее основе лежат признаки классификации информации по интересам потребителей. Потребитель или пользователь информационного ресурса видит в информации источник своих знаний, источник формирования субъективного информационного ресурса Прежде всего это связано с получением образования, профессиональной подготовки лица физического, с осуществлением производственной, научной и иной общественно полезной деятельности различных социальных структур, в которых участвуют граждане.