Тема 1. Стратегия предприятия: понятия, эволюция концепции
Министерство образования и науки Украины
Университет экономики и управления
Н.В. Глухенко, В.Г. Уточкин
Стратегия предприятия
(Учебное пособие)
Симферополь
УДК – 65+338.2
ББК – 65.290+65.23
Г - 55
Васильевич, кандидат технических наук, доцент УЭУ.
Уточкин Владимир Григорьевич, cт. преподаватель УЭУ.
Глухенко Н.В., Уточкин В.Г.
Стратегия предприятия. Учебное пособие.
Под общей редакцией Узунова В.Н., доктора экономических наук, профессора. - Симферополь, 2005, с-76.
Рецензент: Михайлова В.Е., кандидат экономических наук, доцент КНЕУ.
Учебное пособие написано в соответствии с учебно–профессиональной программой подготовки бакалавра направления 0501– «Экономика предприятия» Министерства образования и науки Украины. В нем кратко рассматриваются теоретико–методологические основы разработки стратегий предприятий в рыночных условиях хозяйствования.
Предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, специалистов-практиков.
©. 2005
Введение
Цель, задачи и предмет курса «Стратегия предприятия».
При осуществлении в Украине экономических реформ действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно-обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к изменяющимся внешним условиям. Именно неопределенность факторов внешней среды и динамичность рынков Украины обусловливают на сегодня значительную актуальность использования концепции стратегии предприятия.
Практическое решение проблем, связанных с необходимостью обеспечения нормальной работы предприятия не только сегодня, но и в перспективе, зависит от степени освоения методологии и методов разработки и реализации стратегии предприятия.
Цель изучения учебной дисциплины «Стратегия предприятия»: дать знания о теоретических основах, инструментарии и методах разработки стратегий предприятий.
Задачи дисциплины: изучение методологии разработки стратегий предприятия и выбора стратегических альтернатив; приобретение навыков стратегического мышления и практического применения методологического аппарата дисциплины; овладение стратегическими методами анализа, навыками аналитического обоснования решения стратегических проблем.
Предмет курса: методология формирования стратегий предприятий.
Тема 1. Стратегия предприятия: понятия, эволюция концепции
1.1 Стратегия как субстанция стратегического управления
Стратегия – термин греческого происхождения, что дословно означает «искусство управления войсками в бою». Стратегия предприятия – это взаимосвязанный перспективный план действий, который разрабатывает предприятие для достижения долгосрочных целей с учетом собственного потенциала, а также внешних факторов.
Стратегии имеют несколько отличительных черт:
1. Процесс разработки стратегии не завершается немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Существенную роль играет усиление обратной связи. Поскольку в процессе выработки стратегических решений постоянно появляются новые альтернативы и осуществляется поиск наиболее предпочтительных решений, первоначально намеченные цели стратегического развития впоследствии могут корректироваться.
3. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении конкретного стратегического проекта. Поэтому приходится пользоваться неполной, неточной информацией о различных альтернативах. Тем самым стратегия вырабатывает своеобразную «зону неопределенности».
4. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выводит фирму на желаемые результаты. Стратегия как субстанция стратегического управления ориентирована, прежде всего, на обеспечение готовности фирмы к изменяющимся внешним условиям, а именно: оценке потребностей рынка, подготовке к будущей эффективной деятельности, осуществлению необходимых инвестиций и т.д. [4].
И. Ансофф трактует стратегию как "набор правил для принятия решений, которыми руководствуется фирма в своей деятельности" [2].
Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться предприятие и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Выбор менеджерами конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывавшихся перед предприятием, решено выбрать одно направление, в котором оно, и будет развиваться. Без стратегии у руководства нет продуманного плана действий, нет путеводителя в мире бизнеса, нет единой программы достижения желаемых результатов.
Стратегия предприятия охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные
исследования и разработки. Каждому отведена определенная роль в стратегии. Сделать стратегический выбор – это означает связать бизнес-решения и конкурентоспособные действия, собранные по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов будет отражать текущую стратегию. Новые действия и подходы, находящиеся на обсуждении, покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии.
Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента.
Среди всего, что делает менеджер, мало найдется того, что в такой значительной степени влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов.
Есть серьезные основания для того, чтобы связывать хорошее управление с тем, насколько хорошо менеджеры разрабатывают и выполняют стратегию. Некоторые менеджеры развивают сильные стратегии, но не могут претворить их в жизнь. Другие – создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. В обоих случаях есть возможность усовершенствования. Для того, чтобы организация приобрела максимальный потенциал, менеджеры должны совмещать хорошую разработку стратегии с удачным ее осуществлением. Чем лучше продуманна стратегия и чем более умело она выполнена, тем больше у компании шансов на сильную позицию. Блестящее выполнение блестящей стратегии – это не только проверенный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшая проверка на совершенное управление.
Для лучшего понимания содержания стратегий организации ниже приведен пример стратегии фирмы «Макдональдс».
Более 50-ти лет всемирно известная система ресторанов быстрого обслуживания «Макдональдс» является лидером среди предприятий общественного питания, имеет известную торговую марку и широкую сеть ресторанов с совокупными продажами в 22 млрд. долл. в год.
Две трети из 13 000 ресторанов работают на условиях франчайзинга под руководством 3750 собственников/операторов во всем мире. Продажи росли в среднем на 8% в США и на 20% за пределами Америки за последние 10 лет.
Разработки компании в области производства качественного питания, технологического оборудования, маркетинговых и обучающих программ, систем управления и снабжения стали стандартами отрасли во всем мире. Стратегическими приоритетами компании были: постоянный рост, обеспечение исключительного внимания клиенту, поддержка репутации умелого и качественного производителя, большой объем производства и продвижения торговой марки «Макдональдс» на мировом рынке. Стратегия «Макдональдс» состояла из следующих основных элементов:
Стратегия роста
· Создавать 700-900 дополнительных ресторанов ежегодно, часть собственных и часть на условиях франчайзинга, причем две трети ресторанов должны открываться за пределами США.
· Обеспечивать более частые визиты клиентов за счет дополнения к завтраку и обеду специального меню, за счет низких цен и использования принципа дополнительной выгоды (получения большего объема услуг за меньшую цену. Например, чизбургер стоит 6 долл., а двойной чизбургер – 9 долл.).