Электронное правительство как концепция гос. У в инф-м обществе
«ЭП»– организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов. Главная цель «ЭП» – сделать системы государственного управления такими, чтобы они в большей степени учитывали интересы граждан, организаций, предприятий и давали им более широкие возможности для участия в выработке государственной политики, а также упрощали процедуры взаимодействия граждан и властей. ЭП состоит из двух частей: первая – взаимоотношения власти и общества и вторая – внутреннее взаимодействие различных уровней ( центрального, регионального, местного) и разных ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной). Основные составляющие: правительство – правительство (G2G) - это межведомственные сети, государственные базы данных, реестры документооборота и т. п.; правительство – население (G2C) - это налоговые отношения граждан с государством, предоставление сведений о свободных рабочих местах, выдача свидетельств о рождении, регистрация и голосование избирателей, референдумы и т.д.; правительство – бизнес (G2B) - это проведение государственных закупок, выдача лицензий и т.д.;
ЭП позволяет в том числе решить три основные проблемы власти: ввести электронный документооборот, который уменьшает бюрократические проволочки и ускоряет принятие решений; перевести в электронную форму обращения граждан и бизнеса с властью по принципу одного окна(через правительственный портал); позволяет сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным, дебюрократизировать власть и приблизить ее к гражданам.
В нашей стране уже ведется интенсивное внедрение информационных технологий в органы государственной власти. Успешно реализуются проекты по внедрению комплексных государственных информационных систем управления ресурсами, интеграции информационных ресурсов, внедрению электронных административных регламентов и систем электронного документооборота. Создаются прикладные системы информационно-аналитического обеспечения, формируются базы данных по основным направлениям деятельности органов государственной власти. Также в целях дальнейшего развития «электронного правительства» Президент Республики Беларусь подписал Указ № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» от 08.11.2011 г. Принятие Указа направлено на повышение эффективности деятельности государственных органов и организаций при осуществлении государственной информационной политики, скорейшее создание единой системы оказания государственных услуг в электронной форме, совершенствование регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий. Указом создан Совет по развитию информационного общества при Президенте Республики Беларусь.
Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь до 1 июня 2012 г. поручено создать республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг». НЦЭУ должен участвовать в формировании и развитии государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам, системы электронных государственных закупок товаров (работ, услуг); оказывать электронные услуги государственным органам, иным организациям и гражданам на возмездной и безвозмездной основах; обеспечивать создание, функционирование и развитие системы межведомственного информационного взаимодействия государственных органов и организаций.