Подготовка и подписание лицензионного договора. Оценка стоимости лицензии
При заключении соглашений о закупке или продаже лицензий рекомендуется всесторонне взвешивать не только их технико-экономические аспекты, но и учитывать возникающие коммерческие, юридические и социальные вопросы, тщательно оценивать возможные последствия их, разрешения, принимать во внимание все основные факторы, вытекающие из закупки лицензий. В частности, рекомендуется учитывать такие факторы, как: материальные затраты, фактор времени, технический уровень разработок, экономический эффект, производство продукции, состав и квалификация кадров, условия сбыта продукции.
Фирма, желающая приобрести технологию по лицензии, как правило, должна решить три задачи (это обстоятельство учитывается также продавцом при разработке маркетинговой стратегии):
- выбор подходящей технологии;
- оценка выбранной технологии;
- составление лицензионного соглашения.
Выбирая наиболее подходящую технологию, необходимо провести предварительную оценку всех технологий в интересующей области, которые могут быть приобретены по лицензии. Для оценки используется информация, которая может быть почерпнута из общедоступных источников (рекламных проспектов и объявлений фирм, статей в научно-технических изданиях, описаний к патентам, отзывов специалистов и т.п.). При этом обращается внимание на спецификации продукта и сырья, потребление материалов, объем капиталовложений, производственные издержки и т.д.
После сбора оценочной информации проводится сравнительное исследование характеристик предлагаемых к продаже технологий и выявляются лучшая, наиболее подходящая для целей предприятия, а также несколько следующих за ней по достоинствам технологий, предлагаемых другими фирмами (на тот случай, если сделка с первой фирмой не состоится).
Затем начинается этап разработки технико-экономического обоснования закупки лицензии, основной целью которой является оценка лучшей выбранной технологии. Приступая к этому этапу, прежде всего, нужно установить контакты с фирмой – владельцем технологии, чтобы убедиться в ее намерении выдать лицензию, а также определить объем информации, которая необходима для полного анализа технологий и подготовки технико-экономического обоснования проекта. Технико-экономическое обоснование составляется в произвольной форме (имеется множество методических рекомендаций по этому вопросу) и, как правило, включает следующие элементы:
- срок действия плана;
- технические характеристики конечного продукта;
- прогнозирование сбыта;
- спецификации и наличие сырья, коммунальных услуг, технического персонала;
- производственные мощности;
- расходы на установку и ее обслуживание;
- полные капиталовложения и оборотный капитал;
- план финансирования;
- амортизация;
- производственные издержки;
- поток наличности;
- возврат капиталовложения.
Учитывая нестабильность конъюнктуры рынка, необходимо рассмотреть несколько возможных уровней загрузки производства (например, 50, 75 и 100%), откуда определяется точка критического объема производства. По результатам технико-экономического обоснования делается вывод о целесообразности приобретения лицензии и возможности начинать переговоры с фирмой – владельцем технологии о заключении лицензионного соглашения. Во время переговоров, которые могут продолжаться до четырех-шести месяцев, делегация потенциального лицензиата (в состав которой включают представителей производственного, научно-исследовательского отделов, подразделения сбыта) должна определить все элементы и условия контракта, проверить информацию, которая использована в технико-экономическом обосновании и плане деловых операций.
Определение стоимости лицензии - предмет переговоров лицензиара и лицензиата, однако оценка стоимости прав интеллектуальной собственности, как и, других объектов собственности, давно стала видом профессиональной деятельности с принятыми международными и национальными стандартами. В соответствии с этими стандартами при оценке стоимости объектов собственности, в том числе объектов интеллектуальной собственности, необходимо применение трех подходов к оценке: доходного, сравнительного и затратного. Доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от его использования. Сравнительный подход— совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении его с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа.
Следует подчеркнуть, что оценка интеллектуальной собственности существенно отличается от оценки других видов собственности. Это связано прежде всего, с тем, что оценивается исключительное право — право на монополию, повышающую конкурентоспособность бизнеса. В этой связи, на наш взгляд, одним из наиболее емких определений стоимости интеллектуальной собственности является следующая формулировка: «Стоимость интеллектуальной собственности - плата за раздел области рыночной монополии, обеспеченной исключительным правом интеллектуальной собственности». Из этого определения вытекает, что наиболее адекватные подходы к оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности доходный и сравнительный. Однако применение сравнительного метода для оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности в России ограничено в силу неразвитости рынка объектов интеллектуальной собственности, поэтому в качестве основного метода оценки объектов интеллектуальной собственности в России целесообразно использовать разновидности доходного подхода. Сравнительный и затратный подходы могут (и должны в соответствии со стандартами оценки) быть использованы в качестве вспомогательных.
Ниже в качестве примера приведены основные этапы оценки стоимости лицензии в рамках доходного подхода (метод оценки чистого дохода с последующим выделением доли, приходящейся на объект интеллектуальной собственности):
- проверка действительности исключительных прав;
- определение экономического срока службы объекта интеллектуальной собственности;
- оценка доли рынка, обеспеченного исключительными правами;
- прогнозирование продаж;
- оценка различных статей расходов и расчет денежных потоков;
- дисконтирование и расчет суммарной текущей стоимости денежных потоков от использования объекта интеллектуальной собственности;
- выделение стоимости, приходящейся на объект интеллектуальной собственности.
Очевидно, что некорректно относить весь доход, обеспеченный исключительными правами интеллектуальной собственности, именно на этот объект интеллектуальной собственности. Вклад в создание дополнительного дохода от использования данного объекта интеллектуальной собственности вносит целый ряд факторов, включая искусство менеджеров компании, маркетинговой службы и др. Наиболее адекватная оценка каждого из этих факторов возможна лишь при их комплексной оценке, когда используются различные корректировки оценки стоимости бизнеса в целом.
Вместе с тем существует ряд эмпирических подходов, которые позволяют достаточно корректно в первом приближении оценить стоимость объектов ИС как одного из факторов, увеличивающих доходность действующего предприятия. В частности, может быть использована методика, активно применяемая в практике оценки стоимости интеллектуальной собственности согласно которой, доля чистого дохода, приходящаяся на используемый в выпускаемой продукции объект промышленной собственности, определяется по формуле:
где К1 - коэффициент достигнутого с помощью интеллектуальной собственности результата; К2 - коэффициент сложности решаемой с помощью интеллектуальной собственности задачи; К3 - коэффициент новизны решаемой задачи.
Альтернативой описанной методики может служить так называемый «фольклорный» метод согласно которому лицензиару причитается 25% чистого дохода, полученного от использования принадлежащего ему объекта интеллектуальной собственности. Кроме того, для выделения доли, приходящейся на объект интеллектуальной собственности, могут быть использованы и устоявшиеся в лицензионной практике ставки роялти для определенных отраслей промышленности и видов продукции.
В конце переговоров окончательный текст договора, согласованный сторонами, парафируется, и стороны договариваются о порядке и сроках его формального утверждения руководством двух фирм. Только после такого двойного утверждения контракт может быть подписан уполномоченными на то представителями фирм и вступит в силу.