Закон развития, принципы, на которые он опирается.
Закон развития формулируется так: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.В аналитическом виде данный закон записывается:
где R j — потенциал системы на этапе j жизненного цикла; R ij — потенциал (ресурс) системы в области i (экономика, политика, финансы) и на этапе у; K j — весовой коэффициент влияния каждого предыдущего потенциала этапа на последующие; F j — функция этого влияния; Rmax — запланированные результаты по конкретным видам деятельности (в бизнес-плане или в других документах).Первая формула в соотношении (3.7) рассчитывает потенциал системы на каждом этапе жизненного цикла. Вторая и третья формулы в соотношении (3.7) определяют наиболее приемлемый коэффициент влияния К j каждого предыдущего потенциала этапа на последующие путем подбора функции Fj. Конкретные данные по этим формулам рассчитываются симплекс-методом и методом наименьших квадратов (в целом механизм вычисления по соотношению (3.7) еще не разработан. .Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации. Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы R, начинается спустя некоторое время (7з) после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время (Гц) после их окончания. Принцип эластичности состоит в том, что скорость (Сп) изменения потенциала системы R j зависит от самого потенциала R j , т. е.:
Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы Rj идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала Системы R j. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.
Закон информированности – упорядоченности.
Система управления организацией представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними (внутренних и внешних связей), а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, сведения любого происхождения и назначения, результаты мыслительной деятельности. управленческая информация – это часть данных, несущих новизну и полезность для принятия специалистом обоснованного решения.
Информационная среда управления (ИСУ) включает:
- управленческую информацию;
- информационно технические средства управления (компьютер, телефон, факс и др.);
- технологии информационные;
- систему документооборота;
- профессионализм работников производства и управления;
- общую культуру управленческих решений.
Основная задача ИСУ – доведение до конкретного работника нужной информации в нужное время.
хотя сам источник информации носит объективный характер, но информация о нем субъективна, так как при отражении происходит прием, преобразование и передача ее человеком. работник может сам организовать информацию (инструкции, приказы и т.д.), в этом случае субъективность информации заложена в самом начале.
Задача субъекта управления в ИСУ:
- отделить значимую ценную информацию от «шумов»;
- выделить из информации наиболее важную часть, позволяющую анализировать текущее состояние объекта управления и выработать правильное решение.
В управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
Объем информации рассматривается с двух сторон:
- объем символьной информации (количество символов или байт информации);
- объем воспринимаемой информации (Об) характеризует полноту ее о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения, зависит от символьного объема, формы представления, временного интервала на ее обработку, сложности информации или ее обработки, индивидуальных характеристик информанта.
Имеет три уровня:
1. Информационная избыточность (повышает качество решения, увеличивает на его принятие и стоимость информацию);
2. Субминимальный уровень (минимально полный объем информации для конкретного человека, при котором он может принять обоснованное решение);
3. Недостаток информации (информационный голод) увеличивает степень риска, требует современных экономико-математических методов для повышения вероятности выбора правильного решения.
Достоверность информации (Д) – доля реальных сведений в общем объеме воспринимаемой информации.
Ценность информации (Ц) характеризуется предел возможности снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) за счет принятия правильного решения, характеризует информацию как товар, имеющий потребительскую стоимость.
Насыщенность информации (Н) – соотношение полезной и фоновой (для лучшего восприятия основной – предварительной настройки на тему, поднятия эмоционального уровня и пр.) информации.
Открытость информации (О) – возможность предоставления различным контингентам людей (секретная, конфедициональная д.с.п.), открытая (публичная).
Среда обработки информации определяется:
- уровнем профессиональной подготовки работников (УП);
- сложность процесса управления (СП);
- временем на разработку управленческого решения (ВР);
- уровнем технических средств и информационных технологий (УТ).
Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с другими ресурсами, она подчиняется действительно закона информированности – упорядоченности. Под упорядоченностью понимаем гармоничное развитие всех элементов организации: систем управления, персонала, подразделений и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) и пропорциональности.
Формулировка закона информированности – упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде и более породнена к ее восприятию, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).
База данных (НХИ) определяется сочетанием (С) уровней соответствующих показателей среды: НХИ (i.i.r.g) <=> С(УПi., СПi, ВРк, Утп),
где i, i, к, п – уровни соответствующих параметров.
С повышением уровня информированности за счет качества принятого управленческого решения снижаются затраты на производство С в управляемом объекте, но увеличиваются затраты на сбор и обработку информации Зп. Поэтому существует оптимальный объем информации Ио, достаточный для принятия приемлемого решения при наименьших суммарных затрат на производство и на информацию. (С+Зп):
Следствие закона: информированность работника после достижения критического уровня переходит в его компетентность.
Руководитель, учитывая характеристики информации (объем, ценность, насыщенность и достоверность) и характер управленческой среды (уровень профессионализма, сложность процесса, время на разработку, уровень информационных технологий и технических средств) должен формировать необходимые информационные потоки, информационные базы, т.е. создавать первоклассный информационный ресурс своей организации.
Т.о., исследование механизмов закона информативности нас к выводу, что внутренняя организованность целого и внешних связей его предопределена возможностями преодоления информационной неопределенности в системе: она возрастает по мере сокращения этой неопределенности и, наоборот, по мере роста приближает систему к хаосу.