Введение. До сих пор основное внимание в лабораторных работах уделялось знакомству с технологией создания и изменения объектов
До сих пор основное внимание в лабораторных работах уделялось знакомству с технологией создания и изменения объектов, из которых составляется документ. Все свойства объектов задавались вручную. Изменить какой-либо заголовок (или несколько заголовков), расположение абзацев, надписи под рисунками и т.п. вручную много времени не занимало (объектов в документах, которые Вы готовили ранее, было мало). Ситуация кардинально меняется, если речь идет о создании какого-либо большого документа: доклада, реферата, диплома, отчета, диссертации, книги и т.п. Изменения касаются в первую очередь технологии работы с объектами (особенно с внутренними), поскольку их количество резко возрастает. Легко вручную исправить 3 заголовка. А если их 128? Представляете, сколько времени потребуется, например, чтобы сменить у них размер шрифта и изменить выравнивание?
Есть и другая проблема, связанная с жесткими требованиями к большим текстам. Наиболее существенным из этих требований является обязательность одинакового оформления однотипных фрагментов и абзацев (выделений, заголовков, списков и т.п.). Например, в тексте данной книги порядка 1800 абзацев. Догадайтесь, сколько времени потребуется, чтобы изменить вручную формат хотя бы половины из них?
Однако из этой слегка удручающей ситуации есть выход: в MS Word имеются специальные средства автоматизации, существенно облегчающие работу с большим документом. Идея здесь достаточно простая:
1) документ рассматривается уже не как совокупность объектов, а как совокупность групп объектов;
2) группа объектов включает объекты, имеющие одинаковые свойства; набор этих свойств принято называть стилем, т.е. речь идет об объектах одного стиля;
3) если Вы изменили стиль какого-нибудь одного объекта в документе (шрифт, расстояние между строк, выравнивание, маркеры и т.п.), то MS Word эти изменения автоматически переносит на другие объекты, имеющие аналогичный стиль.
Таким образом, если Вы определили стили всех объектов документа, то для изменения всей группы объектов достаточно поменять стиль одного из них, что резко ускоряет процесс модификации документа.
Введение стилей в MS Word, кроме ускорения внесения изменений в документ, позволяет обеспечить массу других приятных вещей, которые существенно облегчают подготовку больших документов: автоматическое создание содержания, перекрестных ссылок и т.п.
Стили
В MS Word СТИЛЬ - это набор свойств объекта, имеющий имя.
Существует два различных типа стилей:
1) стиль абзаца, определяющий внешний вид абзаца;
2) стиль знака, определяющий внешний вид фрагмента. Этот тип стилей используется для выделения слов или фраз в тексте.
Стили позволяют применить к абзацу или слову целую совокупность атрибутов форматирования (шрифт, абзацные отступы, положение маркеров табуляции, рамки, особенности нумерации и т.п.) за одно действие.
Стили встроены в любой документ MS Word. Список доступных стилей легко увидеть на вкладке Главная в группе Стили.
Для того чтобы задать стиль абзаца, необходимо:
1) установить курсор в любое место абзаца;
2) щелкнуть по кнопке со стрелкой в диалоговом окне Стиль и в появившемся списке выбрать соответствующий стиль, щелкнув по строчке с его названием (рисунок 14 и рисунок 15).
Рисунок 14 - Окно Стиль
Рисунок 15 - Экспресс панель стилей
Стиль знака задается аналогичным образом. Отличие состоит лишь в том, что сначала фрагмент, для которого задается стиль, выделяется, а потом уже выбирается стиль.
Задание 1
Запустите MS Word, откройте документ Лабораторная1.dос из папки Учебные материалы\ Информатика\ ПИ\ Лабораторные работы\ Word. В диалоговом окне Стиль щелкните по кнопке со стрелкой и рассмотрите внимательно список стилей.
Обратите внимание на то, что название каждого стиля одновременно представляет собой образец того, как будет выглядеть отформатированный текст (вид, тип и размер шрифта), для которого определен данный стиль.
Задание 2
Просмотрите текст открытого документа: он Вам знаком - это фрагмент лабораторной работы № 1 из данного пособия.
Отформатируйте этот документ так же, как он отформатирован в пособии (текст из пособия можете использовать в качестве образца).
Начните с заголовка:
1) Установите курсор на первую строку документа (Лабораторная работа 1) и задайте стиль Заголовок 1 (щелкните по кнопке со стрелкой в окне Стиль и выберите строку с соответствующим именем).
*Обратите внимание, что стили заголовков находятся в начале списка.
*Следует иметь в виду, что заголовки в тексте располагаются по уровням. Иерархия заголовков в списке стилей обозначена в их названиях: Заголовок 1 (т.е. заголовок 1-го уровня), Заголовок 2(заголовок 2-го уровня), Заголовок 3 (заголовок 3-го уровня) и т.д. Заголовок верхнего уровня (например, название главы) по оформлению отличается от подзаголовков (названий параграфов).
2) Заголовок получился не очень красивый, поэтому подправьте его.
Сначала перенесите тему лабораторной работы на следующую строчку без разрыва абзаца. Для этого установите курсор после цифры 1 и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter (разрыв строки без разрыва абзаца).
Если абзац набран одним стилем, то вполне может быть, что после нажатия на Enter стиль следующего абзаца будет отличаться от стиля текущего. Чтобы возникало таких недоразумений, используется разрыв строки.
3) Теперь (согласно образцу) выполните выравнивание заголовка по центру. Однако если раньше Вы просто щелкали по кнопке По центру, расположенной на панели форматирования, то сейчас поступите по-другому. Дело в том, что операцию выравнивания по центру потребуется выполнять со всеми заголовками, задаваемыми данным стилем.
Если Вы последовательно выполнили все перечисленные операции, то:
а) вспомнили, как разрывать строки без разрыва абзаца;
б) получили представление о последовательности действий по изменению стиля.
Задание 3
Отформатируйте весь остальной текст с помощью стилей. При этом имейте в виду, что:
а)обычный текст имеет стиль Основной текст (именно этим стилем задан в данный момент весь текст);
б) комментарий (после слов «Вы сможете:») задается стилем Резюме2;
в) абзац с заголовком задания (Задание .,.) должен иметь стиль Задание №, а текст задания - Задание Текст.
Проследите, чтобы заголовки и подзаголовки имели соответствующие им стили (заголовки с номерами в Вашем тексте должны иметь стиль Заголовок 2).
Задание 4
В конец текста вставьте документ из файла Лабораторная2.dос (папка Word) и отформатируйте его так же, как и первую лабораторную работу.
Сохраните отформатированный документ с двумя лабораторными работами в папке Рабочая\ФИО_студента (имя придумайте сами, только не забудьте его, поскольку в дальнейшем созданный документ Вам понадобится).
Далее добавьте еще данные из файлов Лабораторная3.dос и Лабораторная4.dос и отформатируйте их по образцу первых двух. Сохраните все под названием Главный_файл.
Задание 5
Стили, определенные для каждого фрагмента документа, можно увидеть. Используя Справку, выясните, как это можно сделать. Для поиска используйте, например, ключевые слова Отображение имен стилей.
Пригласите преподавателя и продемонстрируйте ему текст, отформатированный с помощью стилей, причем стили должны отображаться в окне документа. Поясните, для чего используется галочка в диалоговом окне Обновлять автоматически.
Добавление собственного стиля
Как Вы убедились ранее, список стилей, достаточно внушителен, и, как показывает практика, чаще всего его хватает для стилевого форматирования любого текста. Это так, если речь вести о количестве стилей. Но иногда возникают ситуации, при которых требуется создать собственные стили. Именно поэтому в MS Word доступна технология создания новых стилей на основе стандартных (принцип наследования). С созданными стилями Вы уже познакомились ранее при стилевом оформлении фрагментов лабораторных работ (Задание №, Задание Текст и т.п.).
Задание 6
Обратите внимание на то, что в документе Окно_Стиль.dос строки, начинающиеся со слова «Задание», и собственно текст заданий не определены с помощью стилей, а отформатированы вручную (убедитесь, что их стили не отличаются, хотя способы форматирования различны). Учитывая, что с точки зрения оформления заголовок и текст задания - это разные объекты, введите два новых стиля: Задание № иЗадание_Текст.
Сначала создайте стиль Задание_Текст. Для этого:
а) Запишите в тетради все характеристики форматирования текста задания (размер шрифта, цвет, отступы и выравнивание);
б) Выведите окно Стили и форматирование;
в) Щелкните по кнопке Создать стиль (рисунок 16);
Рисунок 16 - Создание собственного стиля
г) С помощью кнопки Справка выясните назначение компонентов окна Создание стиля.
д) Задайте имя стиля (Задание_Текст), тип стиля (обычно в окошке Стиль уже задан стиль абзаца). В качестве «прародителя», на котором основывается новый стиль, задайте, например, стиль Основной текст с отступом. И наконец, задайте стиль Обычный в качестве стиля следующего абзаца. Специализированные стили в стандартный шаблон добавлять не надо;
е) Далее, используя кнопку Формат, задайте остальные характеристики оформления.
Задание 7
Установите курсор на слово «Задание» и самостоятельно создайте стиль Задание №. При этом побеспокойтесь, чтобы стиль следующего абзаца был Задание_Текст.
После этого оформите с помощью стилей оба задания в текущем документе,
Перекрестные ссылки
В тексте часто можно встретить нумерованные объекты: список литературы, рисунки и др. это может существенно облегчить жизнь. Но это еще не все. В тексте на названия с номерами часто ссылаются (наверняка Вы встречали в книгах фразы типа «...см. рис. 67» или «... на схеме 25»). В MS Word имеется средство, позволяющее установить подобную ссылку так, чтобы редактор сам следил за правильностью нумерации (даже если Вы измените номер какого-либо пронумерованного рисунка, ссылка будет автоматически исправлена).
В MS Word ссылку на какой-либо пронумерованный объект принято называть перекрестной ссылкой.
Давайте выясним, как устанавливаются перекрестные ссылки.
Первое что необходимо помнить, что перекрестная ссылка должна ссылаться на что-то и это что-то сначала необходимо создать. В нижеследующих заданиях мы рассмотрим, как создать перекрестную ссылку на рисунок и на список литературы.
Создание перекрестной ссылки на рисунок
Первое, что необходимо сделать это вставить название рисунка.
Задание 8
Установите курсор на вставленный рисунок и нажмите правую кнопку мыши, в появившемся контекстном меню выберите Вставить название (рисунок 17)
Рисунок 17 - Контекстное меню рисунка
В появившемся окно вы выберете подпись Рисунок, положение – Под выделенным объектом, и введите название «Рисунок 1 – Название рисунка» - название нужно придумать самостоятельно (!).
Задание 9
Установите перекрестные ссылки в документе с лабораторными работами 1-4. Для этого:
1. Если у Вас не открыт документ со всеми четырьмя лабораторными работами, откройте его;
2. Найдите в тексте первую ссылку на рисунок (текст «Рис. 1»; разумеется, речь идет не о подписи под рисунком, а о перекрестной ссылке) и удалите ее (скобки можно оставить);
3. Если у Вас правильно проставлены названия рисунков с номерами (т.е. Вы правильно выполнили предыдущее задание), вставьте перекрестную ссылку. Для этого:
· Щелкните по пункту меню Вставка - Ссылка - Перекрестная ссылка...;
Рисунок 18 - Пример вставки ссылки
· На экране появится окно Перекрестные ссылки;
· С помощью кнопки Справка изучите все элементы полученного окна;
· в диалоговом окне Тип ссылки выберите строку Рис.;
·в диалоговом окне Вставить ссылку на: выберите пункт Постоянная часть и номер, как показано на рисунке 19;
Рисунок 19 - Окно Перекрестная ссылка
· далее самостоятельно проставьте перекрестные ссылки на все рисунки Вашего документа; после завершения работы сохраните документ.
Задание 10
1. Создайте список литературы на последней странице документа, например, как на рисунке 20.
Рисунок 20 - Пример списка литературы
2. Обратите внимание, что список литературы сделан нумерованным списком.
3. В тексте в конце предложения поставьте квадратные скопки [], а потом установите в них курсор (рисунок 21).
Рисунок 21 - Пример установки скобок
4. Далее зайдите в окно Перекрестная ссылка (Вставка -> Перекрестная ссылка) и выберите следующие параметры, как на рисунке 22: Тип ссылки – Абзац, Вставить ссылку на: - Номер абзаца. И нажать на кнопку вставить, после этого закрыть окно Перекрестная ссылка и убедиться, что стоит правильный номер из списка литературы.
Рисунок 22 - Пример окна Перекрестная ссылка
Построение оглавления
Итак, у Вас уже есть отформатированный документ, включающий начальные фрагменты первых четырех лабораторных работ. Самым существенным для данного раздела является то, что заголовки в Вашем документе заданы стилями Заголовок 1, Заголовок 2 и т.д. Давайте создадим оглавление документа.
Задание 11
Поручите MS Word вставить оглавление созданного Вами документа Главный_файл.
Для этого традиционно выполняется такая последовательность действий:
1) Сначала текстовый курсор необходимо поместить в то место, где должно располагаться оглавление, например вначале документа. Тогда установите курсор в начале строки «Лабораторная работа 1»;
2) Следующий шаг - это выделение места под оглавление. Решить эту задачку в MS Word можно множеством способов, например, следующим:
Щелкните место, откуда следует начать новую страницу.
На вкладке Вставка в группе Страницы выберите команду Разрыв страницы.
3) В начале пустой страницы наберите слово «Оглавление», задайте стиль этой строки (например, стиль Заголовок 1) и нажмите enter.
4) И наконец, для создания оглавления выберите пункт меню Вставка -> Ссылка -> Настраиваемое оглавление (рисунок 23).
Рисунок 23 - Оглавление
В появившемся окне выберите закладку Оглавление; разберитесь с назначением диалоговых окон, задайте требуемые характеристики (например, Вид - Формальный, Уровень вложенности - 2) и щелкните по кнопке ОК (рисунок 24);
Рисунок 24 - Окно Оглавление
5) Поэкспериментируйте: оглавление можно выделить, повторить операцию вставки и задать другие его характеристики (другой вид, уровень вложенности и т.п.). Сохраните документ с понравившимся Вам вариантом оглавления.
Контрольное задание
В созданный вами в предыдущих лабораторных работах файл добавьте список литературы – это могут быть любые источники по вашей теме, сделайте перекрестные ссылки на рисунки и на список литературы, и автооглавление (для этого вам необходимо будет стилизовать определенные абзацы документы). Результат сохраните под названием – MS_Office_Word.