Постоянные элементы газеты
К начальным – постоянным – конструкционным элементам газет и журналов, служащих каркасом формы любого издания относятся формат и объем как размерные основы его конструкции, заглавная (или титульная) часть, текстовые колонки, заголовки, иллюстрации, колонтитулы, линейки, пробелы и др. Разделение на колонки, зарождение и развитие заголовков, использование различных форматов, дополнительных шрифтов, линеек, рамок, отбивок как средств разграничения, индивидуализации отделов и рубрик в отечественной периодике пришлись на последнюю треть XYIII века, когда стала расширяться тематика изданий, появились новые жанры.
Заглавная (титульная) часть – средство ориентации, «образ», фирменный знак и торговая марка издания. Уже по ней мы можем судить о темах, идеях, проблематике, наконец, о типе газеты или журнала. Графическая индивидуальность названия определяется специфическим рисунком шрифта. Возникают предварительные ассоциации (например, логотип «Российской газеты» стилизован под титульный шрифт кирилловского печатного полуустава старопечатных книг, что указывает на особую ее «российскость»).
В названиях многочисленных приложений к еженедельнику «Аргументы и факты» присутствует в виде фирменных знаков уменьшенный логотип «материнского» издания. Так обеспечиваются визуальные связи между отдельными изданиями, отдельными элементами формы, создается ее графическая целостность.
Логотип включает в себя название газеты, обозначение типа издания, постоянный призыв (лозунг), указание, чьим органом является, календарные сведения, порядковый номер, год издания газеты, цену, иногда периодичность, тираж, изображения орденов, если таковые существуют, графические элементы (линейки, рамки, подложки, рисунки и даже иногда фотографии). В идеале именно логотип определяет всю графическую модель газеты, и прежде всего комплект шрифтов – и заголовочных, и текстовых. Логотип при необходимости повторяется в колонтитуле, в адресном блоке на последней полосе, на фирменных документах редакции.
Тип издания – это сообщение о том, какая именно газета: общественно-политическая, молодежная областная, вечерняя ежедневная и т.д.
Постоянный призыв обычно набирают светлым строчным или прописным шрифтом простого четкого рисунка 10-12 п. Должен быть контрастным по отношению к названию. Постоянный призыв нередко подчеркивают прямой тонкой линией.
Указание, чьим органом является газета, набирают в 1-2 строки строчным или прописным петитом или корпусом, чаще всего прямого полужирного начертания.
Календарные сведения дают либо строкой, либо «календариком»
Внутренними титулами являются названия тематических разделов (блоков, секций и т.д.) – они могут объединять несколько подразделов, самостоятельных тематических полос (это как бы «газеты в газете»). Внешне повторяют основной титул издания.
Чем более полное представление об издании дается в титульной части, тем лучше: периодичность, вид издания, функциональное назначение и тематика, читательская аудитория и регион распространения, политическая ориентация. Часто в титульный комплекс вводятся цитаты или образные выражения, выступающие как девиз издания. Весьма популярна графическая символика. Применяются уточняющие характеристики («русское издание», «приложение», «выходит по средам», «цена договорная» и др.). Газеты, имеющие свои страницы в Internet, указывают соответствующий адрес.
По характеру и особенностям оформления титульной части издания можно разделить на две большие группы: газеты и еженедельники газетного типа; журналы и еженедельники журнального типа.
Нередко к заглавию газеты приближают анонс – сообщение о важном (-ых) материале (-ах) номера. Для оформления анонса используются и фотографии, и заставки, рисунки, коллажи. Конечно, более всего анонс уместен в многостраничном издании. Эффективны анонсы будущих публикаций – они располагаются на последней странице.
Колонтитул, колонцифра, дата выхода, номер выпуска входят в указатель принадлежности страницы данному изданию, но для удобства весь комплекс этих элементов называют колонтитулом. Сегодня он не просто служебная деталь, а акцентированная составляющая газетно-журнальной графики (увеличенный размер, сложная композиция, графические, цветовые, тоновые эффекты и др.). Каждая страница должна оформляться колонтитулом. Его составляющие: логотип (уменьшенное название газеты в графической форме) или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы и дата выхода данного номера газеты. Колонтитул может размещаться вверху или внизу полосы, может быть разверстан на всю ширину полосы или занимать место в углу полосы. Колонтитул может объединяться с суперрубрикой.
Страницы состоят из текстовых колонок. Их может быть в номере 2, 4, 6,
8, 12, 16, 24, 32, 64, 128. Большинство газет формата А2 верстается на 8 колонок со стандартной текстовой колонкой размером 2,5 квадрата (реже встречаются такие соотношения: 9 – 2 кв. 12 п.; 10 – 2 кв. ). Газеты формата А3 предпочитают верстку на 5 колонок (2,5; 2 кв. 36 п.) и на 6 колонок (2 кв. 12 п.). Последняя имеет преимущества: экономия газетной площади (по сравнению с набором 2,5 кв.) и большее количество вариантов композиционного размещения материалов.
Оптимальная ширина текстовой колонки, наиболее удобочитаемая длина строки – 2,5 – 4 квадрата (45 и 72 мм). Следует учесть, что хотя широкие форматы более экономичны, они уменьшают возможности композиционных построений. Для крупного шрифта нужна более длинная строка, а для мелкого – наоборот (например, при наборе текста 10 кегля наиболее удобочитаемая строка – 4-6,5 квадратов; при 8-пунктовом наборе – 3-4 квадрата.
Возродился прием оформления текста в оборку (обтекание текста).
Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры. Число и формат текстовых колонок: для формата А2 - 7 колонок х 2 кв. 36 п., 8 х 2 кв. 24 п., 8 х 2 кв. 18 п., 9 х 2 кв. 12 п., 10 х 2 кв.; для формата А3 – 4 х 3 кв. 6 п., 5 х 2 кв. 36 п., 6 х 2 кв. 12 п.; для А4 – 3 х 3 кв., 4 х 2 кв. 12 п.
При размещении текста по колонкам необходимо выбрать выключку строк: по формату, вправо, влево, по центру (компьютерные программы верстки предлагают еще один вид выключки – полную, которая применяется главным образом в однострочных заголовках). Свободная выключка строк – «рваная строка» – это отказ от их одинаковой длины, с тем, чтобы получить одинаковые пробелы между словами и совершенно избавиться от переносов. Выключка строк – это равномерное увеличение или уменьшение пробелов между словами (иногда между буквами – апрош) для доведения строки до точно заданного формата.
Объем: А2 – 1440 строк, или 40 320 знаков; А3 – 756 строк, или 18900 петитных знаков. Но вообще традиционно объем газеты измеряется в страницах, поэтому в полиграфическом производстве объем газеты указывается в печатных листах, приведенных к формату двух полос формата А2. Так 4 страницы газеты формата А3 – это 2 печатных листа, 4 страницы газеты формата А3 – 1 печатный лист.
В газете оформление основной массы заголовков не требует сложных решений, но в «гвоздевых» публикациях реализуется не только функциональная, но и эстетическая функция заголовка. Стиль, методы, способы оформления заголовков тесно связаны с такими факторами, как формат и объем издания, количество материалов на полосе, содержание и объем публикации.
Разделительные средства.
В дизайне периодического издания всегда решается двуединая задача – разделение и объединение частей формы. Реализуется она, в частности, в помощью вертикальных и горизонтальных линий и образуемых из них рамок. Линии различаются по рисунку, толщине и цветовой насыщенности. Самые тонкие, называемые волосными, имеют толщину, равную 1/4 пункта. Компьютерные программы позволяют создавать собственные линейки различного стиля и кегля – 0,1 до 800 пунктов (шаг измерений – 0,1 пункта). Цветовую насыщенность линий 9в том числе на протяжении одной) можно менять в пределах от 0 до 100 %.
Линейки – наборные печатающие элементы, рост которых равен росту литер, а длина и кегль изменяются в зависимости от вида линейки и ее назначения.
Виды линеек: тонкая, полутупая, тупая, двойная, рантовая, ассюре, пунктирная, шатированная, фигурная. Главное назначение – разделять весь представленный материал на блоки, удобные для читательского восприятия. Вторая роль линеек (а также пробелов и украшений) – связующая. Разъединяя, они в то же время что-то и объединяют. Отделяя один смысловой блок от другого, мы тем самым и выделяем его среди остальных. Линейки – это еще и активное декоративное средство. Принято использовать вертикальные линейки не более 2 пунктов, горизонтальные – от 4 до 12 пунктов. Использование вспомогательных графических элементов – не самоцель; основными свойствами разделительных средств должны быть нейтральность и универсальность.
Украшения – усики, звездочки, ромбики, точки и т.д. – могут сделать внешний вид полосы привлекательнее , красивее (из них иногда даже составляются линейки). Но это еще прекрасные указатели, ориентиры, средства акцентировки отдельных участков текста. То есть украшения еще и руководят вниманием читателя.
Пробел – не есть нечто непроизвольное, случайно образовавшееся. Это вполне осмысленный элемент. Необходимое условие аккуратности, привлекательности издания – продуманное распределение горизонтального и вертикального пространств между элементами формы – свободных от печати участков полос, обычно называемых пробелами. Как и линейки, они могут разделять, выделять и объединять. Разнобой в применении пробелов делает полосу неряшливой, плохо читаемой. Пробелы между колонками (6-12 пунктов).
Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Стандартным пробелом должны отделяться: заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга и так далее – то есть все элементы, относящиеся друг к другу. Расстояние, отделяющее не связанные между собой элементы, рекомендуется сделать в два раза больше. Четко выдержанные пробелы в газете – это свидетельство культуры оформления.
Вообще белое пространство – один из самых выразительных приемов в оформлении. Пробелы (белое пространство) должны располагаться на полосе равномерно.
Шпации – для заполнения промежутков между словами и, если нужно, между буквами. Они имеют кегль, равный шрифту, с которым применяются.
Квадраты – для заполнения больших свободных от текста промежутков. Кегль равен кеглю шрифта, толщина – 1 квадрат.
Шпоны – для увеличения промежутков между строками текста или заголовков. Кегль – 1, 2, 3, и 4 п. Интерлиньяж для всего основного текста номера должен быть неизменным.
Реглеты – от 6 до 12 п.
Бабашки – 48х48, 48х24, 48х36. Для заполнения крупных пробелов.
Марзаны – кегль 24, 36 и 48 п., длина – от 2 до 12 квадратов.
Колонки текста по вертикали отделяются друг от друга пробелами определенной величины. Стандартный размер пробела, устанавливаемого по умолчанию в настольных издательских системах, равен цицеро. Минимальный, применяемый в газетах, - 6 пунктов. Но, как и любые другие элементы формы, межколонные пробелы должны находиться в соответствии со всеми размерными характеристиками каждого конкретного издания и быть в определенных масштабных отношениях с колонками, которые они разделяют. Так, стандартный пробел может оказаться непропорционально широким при узкой колонке и, наоборот, недостаточным для набора на широкий формат. Если для разделения каких-то материалов вместо линейки используют пробел, он должен быть больше пробела, делящего колонки внутри материала.
Расстоянием между строками абзаца управляют опции интерлиньяжа. В компьютерных технологиях, сохранивших типографское название операции leading (от lead – свинец), интерлиньяж устанавливается по умолчанию в 120 % (для шрифта 8 кегля интерлиньяж будет равен 9,6 пункта. Поскольку выбор интерлиньяжа зависит от требований конкретной публикации и от шрифта, программы допускают его пошаговую настройку с интервалом 0,1 пункта). Такой интервал считается достаточным для большинства текстов. Но надо иметь в виду, что с увеличением длины строки должен увеличиваться и межстрочный интервал, иначе затрудняется чтение текста, так как больше времени тратится на поиск начала следующей строки. В наборе на малые форматы межстрочные расстояния можно уменьшать, но тогда поле набора будет выглядеть темнее, особенно если применен шрифт насыщенного начертания.
Распределение пространства для межсловных промежутков определяет величину интервала между соседними словами, распределение пространства между символами – значение промежутков между соседними знаками. Стандартное значение для первых устанавливается в 100 % (обычно половина кегля шрифта), для вторых – 0 %, поскольку знаки в слове идут без зазора между собой (на самом деле за ноль принимаются расстояния между знаками, заложенными еще на стадии проектирования шрифта).
Правила набора допускают уменьшение или увеличение интервалов до некоторых пределов. Основное требование здесь в том, чтобы плотность текста была достаточно равномерной. Это значит, в частности, что пробелы внутри одной строки и в смежных строках не должны заметно различаться между собой, совпадать в смежных строках, образуя разрывы в тексте, а межлитерные и межсловные интервалы должны достаточно отличаться друг от друга. Иногда сужают или расширяют знаки (scale), не меняя их высоту.
Но следует помнить: ширина и высота шрифта, толщина основных и соединительных штрихов, межбуквенные и внутрибуквенные просветы тесно связаны между собой. Ими определяются функциональные и художественные качества шрифтов, и разработчики учитывают эти взаимозависимости не только для отдельных шрифтов и их начертаний, но и для каждого кегля. Изменение одного из параметров шрифта без учета других искажает его облик, ухудшает качество набора и восприятие текста. Более приемлемым решением будет регулировка кегля шрифта и интерлиньяжа.
Некоторые буквы, разделенные стандартными промежутками, кажутся расставленными слишком широко («Г» и «о», «Т» и «о»). Такие пары символов называются кернинговыми по названию операции, позволяющей автоматически или вручную регулировать расстояния между ними, чтобы они располагались теснее. Другой способ регулировки плотности текста, применяемый ко многим символам одновременно, трекинг, меняет расстояния между символами во всем материале на одинаковую величину, при этом степень увеличения или уменьшения интервалов зависит от кегля шрифта.
Одним из видов пробелов являются интервалы между компонентами формы, называемые отбивками. Это интервалы между титулом и остальной частью полосы, колонтитулом и заголовком, между материалом и авторской подписью и т.д. По правилам типографской верстки шапки и заголовки следовало отбивать от колонтитула на 10-12 пунктов, заголовки от последующего текста – на 4-6, а от предшествующего – на 8-12, текст статей, заключенных в рамки, от самих рамок на 2-4, а рамку от смежного текста – на 4-8 пунктов. Действовало правило: все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковыми пробелами, и при этом они всегда делаются меньше, чем пробелы в несвязанных элементах (пробел между рамкой и текстом, пробел между заголовком и его текстом всегда меньше расстояния между ним и предшествующим текстом и т.д.).
Выходные данные позволяют получить дополнительную информацию об издании. Будучи элементом стереотипного оформления, они включаются в шаблон, играют служебно-вспомогательную роль. Выходные сведения, как правило, размещаются на последней странице – на всю ширину полосы или одной вертикальной колонкой. Но сегодня нередко выходные сведения размещаются и на второй, предпоследней страницах. Что указывается в выходных сведениях? Название газеты, сообщение об учредителе, регистрационный номер и место регистрации, издательский индекс, редактор издания, редакционная коллегия (редакционный совет), адрес редакции, телефоны и другие формы связи, координаты собкоров и представителей газеты, дежурная бригада, подготовившая данный номер, дни выхода газеты, тираж, цена, сообщение об издательстве с указанием адреса, заказ, время подписи в печать по графику и фактическое.
В периодических изданиях среди изобразительного материала преобладают фотографии (средства информации, документального свидетельства), которые воспринимаются быстрее, чем текст, которым читатель доверяет больше, чем рисункам. Это средство художественно-технического оформления газет и журналов.
Фотографии: заставка-символ (символико-пиктографическая функция), иллюстрация (иллюстрационная функция), самостоятельный фотоснимок (информационная функция), фото в объявлениях (рекламная функция).
Принципы иллюстрирования: ориентация на конкретную аудиторию; принцип организованности и целостности; принцип жанрового разнообразия; оптимальность изобразительного материала; выразительность фотопубликаций; единство
Иллюстрация (от латинского – освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самоценным произведением фотографического или изобразительного искусства. 12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации.
Различаются фотографические и нефотографические иллюстрации.
Фотоиллюстрация – это:
1. Средство акцентирования внимания читателя.
Снимок нередко играет роль зрительного центра полосы. В композиционном плане фотография как бы замыкает на себя остальные публикации и является исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии (фотоблока) определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют «мельницей»).
2. Средство ориентации.
Заставочная фотография (фотомонтаж, коллаж) сразу подскажет читателю тему публикации. Заставки-символы могут выступать и в качестве постоянной, разовой рубрики.
3. Средство художественного оформления газетных страниц.
Текст и фотографии могут представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга.
Очень важны информационные снимки (пресс-фотография) – в этом случае текст («текстовка») лишь дополняет или поясняет фотоизображение.
Оформителю следует задумываться о правильном расположении снимка на полосе. Нельзя, чтобы герои фотографий смотрели «из полосы». Надо учитывать, чтобы конфигурация фотографий в своих пропорциях приближалась к пропорциям «золотого сечения». Важно, чтобы фотографии и фотоблоки способствовали созданию уравновешенной композиции полосы.
Есть много интересных приемов подачи иллюстраций: в обтравку, под углом, с наложением на другую фотографию, конфигурация – многоугольник, круг…, с наложением на снимок текста.
В газете используются различные рисунки – репортажные, портретные, шаржи, карикатуры. Если в редакции работает хороший художник, то рисунки следует обязательно применять, ведь они первыми (!) привлекают внимание читателя.
Информационная графика (инфографика) – это всевозможные карты, таблицы, диаграммы (линейные, столбиковые и ленточные, круговые, фигурные – определяют количественное или временное соотношение между сопоставляемыми явлениями и процессами, их динамику и т.п.), схемы, чертежи, картограммы, картосхемы (на картограмме наглядно дается графическая характеристика одного или группы явлений в различных частях охватываемого картой района; картосхема показывает протекание какого-нибудь события или процесса на определенной территории).
Инфографика используется и как самостоятельный материал, и как наглядно иллюстрирующий текстовую публикацию. К тому же она – дополнительное средство для интересного графического решения полосы. Инфографику не нужно перегружать лишними деталями. Это должен быть законченный информационный материал с заголовком или подписью, ссылкой на источник информации. Суть же информации должна быть выражена графически четко и понятно.
Рекомендации для создания инфографики:
1. Доминирующим элементом должна быть информативность, а не художественность.
2. В информационной графике должен содержаться весь необходимый материал для того, чтобы ее можно было понять без сопровождения статьи.
3. Инфографика публикуется, во-первых, под определенным заголовком и, во-вторых, содержит источник информации, который может быть напечатан очень мелким шрифтом внизу.
4. Инфографика не должна быть той мыслью, которая пришла в голову слишком поздно.