Характеристика задач оптимизации товародвижения

Перечень задач Сущность оптимизации Ожидаемые результаты
1. Размещение складов на территории.   2. Прикрепление потребителей за поставщиками.   3. Выборвида (видов) транспорта.     4. Выбор вида транспортного средства.   5. Разработка маршрута перевозок   6. Централизация доставки продукции.     7. Управление запасами. Сокращение объема работ по товародвижению.   Создание стандартной системы поставок продукции.   Сравнение вариантов продвижения продукции.     Сочетание специфики груза и характеристик транспортного средства. Маршрутизация работы транспортных средств.   Применение кольцевых (полукольцевых) маршрутов.   Сокращение размеров запасов. Рациональное (оптимальное) размещение источников снабжения. Выбор наиболее выгодной схемы товародвижения для постоянных хозяйственных связей. Наилучший вариант логистической цепи по выбранному критерию эффективности. Максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости. Снижение логистических издержек при повторяющейся технологии услуг. Рациональные комплексные сборно-развозочные маршруты централизованной доставки продукции потребителям. Бесперебойность материально-технического снабжения и минимум упущенной прибыли от потери потенциальных клиентов.

Последнее условие не означает подавление инициативы исполнителей, которые принимают участие в выработке вариантов действий сил и средств путем докладов предложений руководителю. В отдельных случаях руководитель в своем решении предоставляет свободу взаимодействия между собой непосредственных исполнителей элементов товародвижения при соблюдении определенных ограничений по ресурсам.

Одной из первых задач органов управления товародвижением следует считать принятие решения по размещению складов на территории. Под складами следует понимать склады производственных предприятий или оптовые базы как источники снабжения сырьем, материалами, комплектующими изделиями или готовой продукцией.

Для России с ее огромными размерами территории задача становится особо актуальной с целью сокращения нерациональных объемов работ по товародвижению, включая встречные перевозки, поставки продукции небольшими партиями на значительные расстояния. До настоящего времени сказывается недостаточно обоснованная установка органов управления при плановой экономике на создание особо крупных производственных предприятий и запрещение дублирования производства.

Данная задача может успешно решаться методом определения центра тяжести потребителей на территории. При уже сложившейся системе размещения складов в качестве дилера выбирается склад, наиболее близко расположенный к центру тяжести потребителей, что следует считать рациональным решением, снижающим объем работ по товародвижению.

При строительстве нового комплекса дистрибьюции продукции решение может быть оптимальным, если место строительства совпадает с точкой центра тяжести потребителей.

Наличие складов производственных предприятий, дилерских и дистрибьюторских центров позволяет анализировать возможные варианты постоянных хозяйственных связей создавать стандартные системы поставок продукции путем прикрепления потребителей за поставщиками. Такое прикрепление особенно важно для бюджетных организаций с выделением на базы снабжения, как правило, ограниченных ресурсов.

Коммерческие организации вправе самостоятельно выбирать варианты взаимовыгодных горизонтальных хозяйственных связей. Тем не менее и для них возможен выбор наиболее выгодной схемы товародвижения для постоянных хозяйственных связей с учетом формирования очередей на обслуживание или длительных простоев в ожидании обслуживания. Такие схемы товародвижения закрепляются при заключении договорных отношений между поставщиками и потребителями на длительный период времени.

Задача прикрепления потребителей за поставщиками может успешно решаться методами линейного программирования, в том числе с выбором оптимального прикрепления по стандартной программе на вычислительной технике с хорошей оперативной памятью в виду большого объема исходной информации. Критерием эффективности выбора обычно служит минимум пробега транспортных средств.

Организация товародвижения в зависимости от выбранной схемы закрепления потребителей за поставщиками предполагает использование одного или нескольких видов транспорта при смешанных перевозках грузов с их передачей в пунктах стыка различных видов транспорта.

Выбор вида или видов транспорта представляет собой достаточно сложную задачу с наличием ограничений, обусловленных особенностями грузов, наличием альтернативных коммуникационных связей, количеством промежуточных пунктов в пути следования и национальной экономической политикой в отдельных странах.

Кроме этих объективных ограничений проявляются и субъективные факторы, включая безопасность полетов, движения по автомобильным дорогам с вооруженной охраной, мореплавания вблизи стран с пиратскими нападениями на торговые суда.

При сравнении вариантов выбора обычно применяется оперативный критерий – сроки доставки грузов или экономический критерий – суммарные издержки на товародвижение, включая стоимость перевозки на видах транспорта и затраты на перевалку грузов.

Выбор вида транспортного средства для доставки конкретного груза в последние десятилетия заметно упрощен, прежде всего, за счет международной практики пакетирования и контейнеризации различной продукции, при которой ее уникальность нивелируется. При этом произошла унификация размеров грузовых платформ, пакетов и контейнеров.

В то же время нарастает тенденция специализации транспортных средств с учетом учета особенностей определенных видов грузов, прежде всего, сыпучих, наливных и длинномерных грузов, создание наиболее благоприятных условий для работы с ними, а также сохранности продукции.

И лишь при доставке тарных грузов возникает необходимость выбора сочетания специфики груза и характеристик того или иного транспортного средства в целях максимального использования его грузоподъемности и грузовместимости, что позволяет снижать издержки на товародвижение.

При этом могут применяться методы моделирования и экспериментальной проверки вариантов укладки грузов. В отдельных случаях в целях оптимизации выбора могут предъявляться особые требования к параметрам грузовых платформ транспортных средств или осуществляться стандартизация размеров тары.

Существенные резервы сокращения логистических издержек могут находиться в выборе маршрутов перевозок. Даже одноразовое оказание услуг связаны с выбором рационального маршрута доставки груза с учетом качества покрытия и степени загрузки дорог движением, а также реальной скорости движения транспортных средств.

Массовые перевозки грузов нередко связаны с повторяющейся технологией оказания услуг одному и тому же потребителю путем выполнения нескольких рейсов (ездок) транспортных средств. Даже небольшая экономия на каждой ездке приводит к существенному снижение логистических издержек, что определяет актуальность решения задачи оптимальной маршрутизации.

Маршрутизация работы транспортных средств может осуществляться методом линейного программирования по критерию минимального их пробега.

Оказание логистических услуг одним транспортных средством нескольким потребителям обусловливает целесообразность существенной экономии издержек за счет применения централизованной доставки продукции потребителям при условии накопления достаточного количества заказов, обеспечивающих полную загрузку транспортного средства.

Каждый раз в результате творческих усилий диспетчера разрабатывается уникальный кольцевой (полукольцевой) маршрут при минимальном пробеге транспортного средства и детальном согласовании работы по месту и времени всех участников централизованной доставки продукции получателям.

Такая же технология может периодически повторяться, например, для обеспечения начала и завершения трудового дня водителей автобусного или троллейбусного парка, когда диспетчер разрабатывает рациональные сборно-развозочные маршруты их доставки на работу и домой с учетом места их жительства.

В отдельных случаях могут разрабатываться рациональные комплексные сборно-развозочные маршруты централизованной периодического завоза комплектующих изделий на производственные предприятия и доставки готовой продукции в торговую сеть.

Одной из наиболее значимых задач органов управления товародвижением считается управление запасами, где находятся наибольшие резервы снижения логистических издержек. Сущность оптимизации размеров запасов, как показывает практика, заключается в постепенном сокращении размеров запасов при условии достижения бесперебойности материально-технического снабжения производства с одновременной минимизации упущенной прибыли от потери потенциальных клиентов из-за отсутствия нужного товара в торговой сети.

Хорошо разработанная теория управления запасами пока не находит продолжения в разработке прикладных программ оптимизации размеров запасов.

Вопросы для проверки знаний:

1. Преимущества компьютерных информационных систем.

2. Виды информационных логистических технологий.

3. Перечень сервисных информационных функций.

4. Сущность оптимизации товародвижения.

5. Задачи дистанционной передачи данных в логистике.

6. Технология планирования товародвижения.

7. Содержание диспетчерского руководства товародвижением.

8. Сущность исполнительных информационных систем.

9. Перечень логистических задач, подлежащих оптимизации.

10. Способы определения места размещения склада.

Наши рекомендации