ВОПРОС №5Информационные потребности фирмы. Методы их определения
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ –это потребность человека или коллектива людей в информации для осуществления своей деятельности.[2] Для организации эффективного информационного обслуживания необходимо четко представлять информационные потребности субъекта (общества, коллектива, личности), выступающего в роли потребителя информации, т.е. требуются сведения о том, кому, когда, какая и в какой форме информация должна быть предоставлена. Одновременно с развитием информационного рынка требуется также отвечать на вопросы, связанные с проблемой собственности ИР, затрат на их эксплуатацию, стоимости информационного обслуживания. Учитывая, что информационные потребности находятся в основе информационного обслуживания, необходимо иметь представление о их видовой структуре и уметь пользоваться современными методами их изучения.
Информационной потребностью (ИП) называют осознанную нужду в знаниях или, другими словами, осознание недостаточности имеющихся знаний.
Различают субъективные ИП и потребности в объективно необходимой информации. Субъективные ИП ассоциируются с мнением и требованиями потребителя, его представлениями, знаниями, умением сформулировать запрос. Потребность в объективно необходимой информации связана с задачей, проблемой, для которой исследуют ИП, в частности, в системе управления промышленным предприятием. Особое место в структуре информационных потребностей занимают коллективные ИП, которые можно определить как потребность в специальных и профессиональных знаниях, обеспечивающих решение задач коллектива, они складываются из индивидуальных потребностей членов коллектива, но в сумме не дают коллективную ИП. Надо отметить, что индивидуальные ИП зависят от целого ряда субъективных факторов, таких как образование, место в структуре управления, способность грамотно сформулировать запрос и др. Здесь можно упомянуть об избирательном отношении к информации – информационном интересе, который является субъективным отражением информационной потребности. Существующие методы изучения информационных потребностей делят на две группы:
· косвенные, базирующиеся на изучении мнений специалистов, с помощью которых определяют ИП субъекта;
· прямые, связанные с изучением задачи, проблемы, объекта, конкретной ситуации, которые позволяют выявить потребность в объективно-необходимой информации, независимо от того, запросили ли ее специалисты.
Косвенные методы обычно реализуются с помощью анкетирования, интервьюирования и других социологических процедур, либо с использованием экспертных методов. С их помощью изучают не столько информационные потребности, сколько представление субъекта об этих потребностях.
Применение прямых методов связано с изучением предметной области и функционально-должностных обязанностей специалистов. Здесь широко используются методы анализа систем, базирующихся на анализе структуры целей и функций деятельности потребителя информации, а также методы математического моделирования. Использование прямых методов позволяет не только обеспечить информационную поддержку членов коллектива, но и определить, какая именно информация нужна каждому для исполнения своих обязанностей. В результате формируется информационная модель, отражающая потенциальные информационные потребности управляющего органа и каждого специалиста, позволяющая организовать информационное обслуживание в процессе управления предметной областью.[3]
Предметная область представляет собой часть реального мира или области деятельности, для которой определяются информационные потребности. Она считается определенной, если известны все данные о процессах и объектах ее составляющих.