Ликвидация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте
Характеристика подвижного состава.
К железнодорожному подвижному составу относятся локомотивы,моторные самодвижущиеся вагоны,поезда метрополитенов,дизель-поезда,вагоны,трамваи и др. Основу локомотивного парка составляют тепловозы и электровозы. Тепловозы имеют большое количество дизельного топлива и смазочных материалов. Такую же опасность представляет и дизель-поезд На элетровозах, поездах метрополитен и трамваях пожарную опасность представляет электрическое оборудование.
В конструкциях кузова крытых вагонов, полувагонов и платформ широко применяют легированные стали, легкие и высокопрочные сплавы, синтетические и полимерные материалы. Вместе с тем кузова вагонов, полувагонов,платформы бывают с металлическим каркасом и деревянной обшивкой (доски толщиной 40...50 мм.). Крыши некоторых типов грузовых вагонов выполняют из стеклопластика.
Все вагоны из пассажирского парка строят с цельнометаллическими кузовами; их различают по планировке и внутреннему оборудованию, конструкции кузова и рамы. В грузовых и пассажирских вагонах имеется значительное количество сгораемых материалов.
В современных вагонах стены и перегородки оклеены повинолом, а в вагонах старых выпусков - шпоном из светлого дуба. Для внутренней обшивки и облицовки помещений широко применяют слоистые пластики.
По железной дороге перевозят людей, животных и разнообразные по степени пожарной опасности грузы (взрывоопасные, горючие,ядовитые и др.). На электрифицированных железнодорожных узлах развита контактная сеть, которая находится под высоким напряжением (3300 или 27500 В). Как правило, железнодорожный узел имеет сильно разветвленную железнодорожную сеть,которая ограничивает подъезды к местам горения и затрудняет боевое развертывание пожарных подразделений при тушении пожара. Узлы имеют комплекс зданий различного назначения : стационарные сооружения (вокзалы,станции),локомотивные и вагонные депо,различные мастерские,склады жидкого и твердого топлива,складские площадки и пакгаузы,в которых хранят различные материалы.
Крупные железнодорожные узлы снабжены водопроводом с пожарными гидрантами и водоемами,водоразборными колонками,которые можно использовать для тушения пожаров и пополнения емкостей автоцистерн и паровозов. Для тушения пожаров можно использовать раздаточные колодцы,предназначенные для заполнения водяных баков пассажирских вагонов. Обычные железнодорожные узлы имеют плохое водоснабжение: водоисточники для тушения пожара находятся далеко или совсем отсутствуют. При отсутствии водоисточников РТП может вызвать через диспетчера железнодорожного узла паровозы, у которых имеется запас воды 4...60 куб.м.
Тепловозы и электровозы оборудованы стационарными установками пожаротушения. Пожарная охрана на железнодорожном транспорте имеет на вооружении пожарные поезда.
Развитие пожаров на железнодорожном транспорте.
Пожары,возникшие в железнодорожных депо,распространяются так же,как и в других производственных зданиях. Пожары,возникшие в пакгаузах,развиваются так же,как в материальных складах.
Пожар,возникший внутри грузового вагона,развивается по горючим материалам и конструкциям. Скорость распространения горения и внешние особенности зависят от конструктивных особенностей вагонов и характера груза. При горении цистерн с ЛВЖ и ГЖ возможно факельное горение,а также взрывы и растекание горящей жидкости по прилегающей территории.
При пожарах в пассажирском вагоне огонь быстро распространяется из одного купе в смежные по внутренней отделке,пустотам конструкций и вентиляции. Создается угроза людям,находящимся в вагонах горящего и соседних эшелонов,возможно возникновение паники среди пассажиров.
Пожар может быстро распространиться на внешние поверхности вагона,затем на смежные с ним,а также на соседние вагоны и составы,расположенные вблизи здания или сооружения.
При горении вагона со взрывчатыми и отравляющими веществами могут быть взрывы и заражение местности токсичными веществами.
При пожарах подвижных составов на железнодорожном транспорте,на товарных и сортировочных станциях возможны:
- наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
- быстрое распространение огня внутри грузо-пассажирских вагонов,распространение пожара на соседние поезда,здания и сооружения;
- растекание горючих,токсичных и ядовитых жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
- наличие угрозы людям,находящимся в вагонах горящего и соседних поездов,возникновение паники;
- наличие большого количества путей,непрекращающееся движение поездов;
- сложность выяснения вида горящих веществ и материалов;
- ограниченность подъездов и подступов к горящим вагонам и сложности в прокладке рукавных линий;
- отдаленность водоисточников;
- наличие высоковольтных контактных сетей,находящихся под высоким напряжением.