Управление противоречиями
В приведенном выше материале продемонстрировано, что все ступени противоречий встречаются в реальной жизни. Более того, ими нужно управлять и инициировать их, если ступень противоречия не соответствует реальной ситуации. В каждом коллективе организации де-факто существует одна из четырех ступеней противоречия или полная поддержка. Задача руководителя заключается в переводе коллектива с существующей ступени противоречия на требуемую. Это осуществляется путем создания и (или) предотвращения конфликтов (рис. 2.17).
Рис. 2.17. Переход с одной ступени противоречий на другую
Конфликт должен быть подготовлен, ограничен и иметь три фазы: создание, функционирование и выход. В конце параграфа приведен конкретный пример формирования конфликта.
Конфликт — это временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новых данных (возмущающих воздействий), существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе.
Конфликты — реальность нашей жизни. Они играют очень важную социально-психологическую роль как в обществе, так и в любой организации, например в семье. Конфликты бывают естественные и искусственные. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей. Обычно конфликты снимают накопившую напряженность в отношениях людей и переводят их на какое-то время на прежний уровень, и далее по циклу. Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей. Создать конфликт и хорошо из него выйти — это большое искусство. Люди, коллективы и даже целые организации по-разному реагируют на конфликтные ситуации: от внешнего спокойствия и пассивности до желания преодолеть и агрессивности (рис. 2.18).
Рис. 218. Реакции объекта управления на возмущающее воздействие
Конфликты могут быть деловые или открытые, межличностные или скрытые, тлеющие. Конфликты могут быть порождены интригой. Интрига — это нечестное, намеренное запутывание людей, чтобы вынудить их к определенным действиям и нанесению ущерба. Оградить себя от интриг можно путем:
• создания четкой информационной службы на всех уровнях,
• соблюдением дистанции в общении с подчиненными,
• понятной для подчиненных мотивировкой принятых решений.
Основанием для конфликта может быть повод, т.е. случайное стечение обстоятельств. Руководитель не должен допускать перенос производственных противоречии в межличностные отношения, а работники должны научиться переключаться со ступеней противоречий, создающихся при решении производственных задач, на обычный дружелюбный уровень бытовых отношений.
Управление противоречиями (создание, проведение и завершение) относится к вершинам искусства управления.
В табл. 2.9 приведен ряд правил, полезных для руководителя.
Таблица 2.9. Правила предотвращения или создания конфликтов
Предотвращение конфликтов | Создание конфликтов |
Признавать и слушать друг друга | Настаивать на своей власти и исключительности |
Находить общие точки зрения, решения | Не обращать внимания на мелкие предложения |
Критиковать действия, а не личность | Перечислять подчиненным их старые ошибки и обиды |
Дискутировать честно и открыто | Взваливать на других свои ошибки |
Улыбаться Постоянно учиться | Напускать на себя несвойственную строгость, грубость Афишировать свой большой опыт |