Тема 1.3. Типология инноваций

Лекция № 4

Цель – изучить разновидности инноваций и их классификацию по различным основаниям.

Задачи:

· рассмотреть принципиальные различия типов инноваций, инновационных потоков;

· изучить организационные способы преодоления сопротивления инновациям.

Вопросы:

1. Разновидности инноваци: новизна, направленность, технология.

2. Потоки инноваций: управленческие и производственные.

3. Организационный лаг: сущность, способы преодоления.

4. Модели продуктовых циклов.

Системный, комплексный характер инновационной деятельности отражается в сложности и многогранности понятия инновации. Оно включает в себя широкий спектр нововведений с разной степенью новизны воплощенного в них знания, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности, реализуемых на различных рынках. Классификация инноваций играет важную роль, так как позволяет не только упорядочить сложившиеся представления, но и является средством поиска и выявления слабоизученных вопросов инновационной деятельности, закономерностей в динамике. Специалисты по инновационному менеджменту отмечают определенные закономерности в динамике, последовательности, скорости осуществления инноваций различных типов.

В практической управленческой деятельности обычно используются такие характеристики динамики осуществления инноваций как:

интенсивность осуществления инноваций - степень инновационности равная числу инноваций, осуществленных за определенный период времени;

скорость осуществления инноваций – скорость, с которой вводятся инновации после того, как они были впервые осуществлены в каком-то другом месте. Этот показатель характеризует способность быстро реагировать на инновации;

Закономерности, характерные для одних видов инноваций, могут не проявляться, либо иметь даже противоположный характер для других видов, что часто приводит к противоречиям в выводах различных теорий инновационного менеджмента. Типология инноваций их классификация по различным существенным основаниям, критериям, параметрам важна не только для развития непротиворечивой теории инновационного менеджмента, но для практики и должна лежать в основе управления инновациями. Менеджеры инноваций в своей деятельности должны исходить из представлений о том, что разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению.

Классификация нововведений позволяет реализующей их организации:

обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;

обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией организации;

обеспечить программное планирование и системное управление нововведениями на всех этапах его жизненного цикла;

разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения выполнения стратегических задач организации;

выработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

Классифицировать инновации еще в 1934 г. предложил Й. Шумпетер, он выделить 5 типов инноваций:

1. Введение в обращение новых продуктов.

2. Введение в обращение новых методов производства

3. Открытие новых рынков.

4. Освоение новых источников снабжения сырьем или другими исходными ценностями.

5. Создание новых рыночных структур для той или иной отрасли промышленности.

Сегодня существует огромное множество вариантов классификации инноваций и как следствие огромное множество типов инноваций, основными критериями классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. Используя такие критерии классификации как степень новизны, радикальности инновации; характер практической деятельности, в которой используется инновация; технологические параметры инновации их можно подразделить на следующие группы:

Критерий Основные типы
􀀗 Степень новизны 􀀗 Базисная (радикальная) 􀀗 Улучшающая (приростная)
􀂠Характер практической деятельности 􀂠 Производственные 􀂠 Управленческие
􀂐 Технологические параметры 􀂐 Продуктовые 􀂐 Процессные

Существует несколько способов выделения типов инноваций по степени их радикальности, новизны. Некоторые иϲϲледователи в качестве основных типов инноваций по этому основанию выделяют такие типы, как вариация (модификация существующих продуктов) и реориентация (радикальные изменения), другие выделяют, окончательные инновации - те, которые завершают группу взаимосвязанных инноваций (кластеров инноваций), и инструментальные - те, которые способствуют осуществлению окончательных инноваций.Однако постепенно в качестве общепризнанного утверждается выделение таких двух типов инноваций как базисные и улучшающие.

Базисная инновация (радикальная) – нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении, направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая инновация (приростная) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

Закономерностей в динамике и последовательности осуществления:

Динамика базисных и улучшающих инноваций является предметом активных исследований в области инновационного менеджмента.Специалисты инновационного менеджмента выделяют следующие закономерностей в динамике и последовательности осуществления базисных и улучшающих инноваций:

В организации она существенно зависит:

1. От этап отраслевого жизненного цикла (ОЖЦ). ОЖЦ оказывает существенное влияние на динамику этих типов инноваций, отрасли бывают молодые (например, электронная промышленность, индустрия программного обеспечения, кабельная промышленность и др.) и старые (например, легкая промышленность, угольная, лесная и др.), то, на каком этапе жизненного цикла находится отрасль, влияет на соотношение радикальных и приростных инноваций. В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях ОЖЦ, превалируют базисные (радикальные) инновации, на поздних стадиях, т.е. в старых отраслях, подавляющее большинство инноваций - улучшающие (приростные);

2. От места, организация в структуре отрасли, и ее роли в ней. Японским исследователем К. Кусуноки, на примере производства коммуникационного оборудования, а так же другими исследованиями, в цементной промышленности, воздушном транспорте, отрасли по производству мини-компьютеров, было обнаружено, что отраслевые технологические лидеры либо крупные организации, стремясь сохранить статус-кво, уменьшить турбулентность отраслевой среды, делают акцент на улучшающих инновациях, в то время как небольшие организации, либо отраслевые аутсайдеры пытаясь нарушить сложившуюся расстановку сил в отрасли, повысить турбулентность отраслевой среды, нередко являются инициаторами базисных инноваций и стремятся создавать радикально новые продукты и технологии, т.е. осуществлять радикальные инновации.

Исследования базисных и улучшающих инноваций показали, что для базисных инноваций существенное стимулирующее влияние оказывает создание союзов, объединений организаций. Взаимосвязанные усилия многих организаций по осуществлению базисных инноваций приводят к активизации инновационной деятельности, способствуют разработке и распространению принципиально новых продуктов и технологий. Объединение нескольких организаций позволяет распределить их усилия так, чтобы разные организации развивали различные компоненты базисных инноваций. На реализациюулучшающих инноваций объединения различных организаций оказывают меньшее влияние, чем на развитие базисных, а важное значение для создания и распространения улучшающих инноваций имеет организационная специфика, особенности инновационной деятельности в организации, поскольку они более автономны и менее комплексны, чем базисные.

Стабильное развитие организации достигается путем осуществления множественных инноваций разной степени радикальности (потоки инноваций), посредством которых организация одновременно получает преимущества от периодов улучшающих инноваций и формирует направление и темп базисной инновации (исследования опубликованные в работе «Расторопные организации: управление эволюционными и революционными изменениями»).

По характеру практической деятельности, посредством которой реализуется инновация, в зависимости от того, относится эта деятельность к сфере производства либо к сфере управления, выделяются два типа инноваций - производственные и управленческие.

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации – это новое знание, воплощенное в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п.

Управленческие инновации так же часто называют организационными. Организационные инновации – внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связях. Слияние с другими фирмами или их приобретения не считаются организационными инновациями.

Сферой реализации управленческих (организационных) инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

Закономерностей в динамике и последовательности осуществления:

Установлено несоответствие в темпах создания и распространения в организации производственных и управленческих инноваций. Темпы осуществления производственных инноваций выше, чем управленческих. Управленческие инновации как бы отстают от производственных, и как следствие осуществление производственных инноваций зачастую происходит в условиях старых управленческих структур и методов что негативно влияет и на эффективность инновационной деятельности, и на общую эффективность деятельности организации. Возникающий разрыв получил название организационного лага. Организационный лаг был отмечен во многих отраслях и сферах деятельности. В инновационном менеджменте выдвигаются различные объяснения этого явления с целью найти способы избежать его возникновения.

Причины организационного лага:

- социально-психологический фактор. Е. Роджерс утверждает, что на принятие, восприятие инноваций положительно влияет возможность провести пробу, испытание, наблюдать инновацию, сопоставлять ее, в то время как комплексность, сложность нововведения отрицательно влияет на возможность и скорость ее осуществления. Меньшая степень наглядности управленческих инноваций, не возможность провести испытание, а значит, трудность поверить в эффективность и разумность управленческих инноваций и решиться на их осуществление, по сравнению с производственными инновациями придает более высокую скорость интенсивность динамике последних. Поэтому производственные инновации, которые являются более наблюдаемыми, более «осязаемыми», для которых легче проводить испытания, воспринимаются как предпочтительные по сравнению с управленческими;

сложность и динамичность внешней управленческой субсреды. В ряде исследований подчеркивается важность внешних условий деятельности организации для достижения в ней необходимого баланса, соответствия производственных и управленческих инноваций. Внешняя среда деятельности организации может делится на две: управленческая субсреда (политические и социальные факторы) и производственная субсреда (факторы организации производства – поставщики, потребители) темп управленческих инноваций в организации существенно зависит от сложности и динамичности внешней управленческой субсреды, в то время как динамика производственных инноваций во многом задается параметрами производственной субсреды организации.

В настоящее время специалисты в области инновационного менеджмента уделяют особое внимание проблемам управления стратегическими инновациями.

Стратегические инновации (прорывные инновации) - это радикальные управленческие инновации, т.е., например, новый подход к управлению каким-то социально-экономическим объектом, новый способ осуществления какого-то бизнеса, новый способ ведения конкурентной борьбы и т.п.

Прорывным стратегическим инновациям присуши определенные характеристики:

• нацелены на другие свойства продуктов либо услуг по сравнению с традиционными подходами;

• обычно инициируются малыми и низкоприбыльными компаниями, которые в случае успешной реализации инновации начинают быстро расти.

Примерам стратегических инноваций может служить оказание банковских услуг по Интернету, низкозатратные авиаперевозки, прямое страхование, онлайновое распространение новостей и др. В середине 1990-х гг. европейские гиганты в области авиаперевозок, British Airways, KLM, Royal Dutch Airlines, подверглись атакам молодых игроков на этом рынке, таких, как EasyJet и Ryanair. Вместо того чтобы придерживаться универсальной стратегии, направленной на оказание всех видов услуг, характерной для ведущих авиакомпаний, начинающие компании ориентировались на оказание недорогих, без излишеств услуг (не предполагали питания на борту, использование только недорогих аэропортов, продаже билетов только по Интернету). В результате европейцы получили возможность летать на средиземноморские курорты за 30-50 долл., что имело большой успех у потребителей и как следствие оборот авиалиний на 20-25% в год и вскоре завоевали большой сегмент рынка, а известные авиакомпании были вынуждены искать ответ на возникшую угрозу.

В целом можно идентифицировать пять способов реагирования зрелых компаний на прорывные стратегические инновации.

1. Концентрация на традиционном бизнесе и инвестирование в него. Заблуждением является убеждение, что новый способ ведения бизнеса обязательно превзойдет традиционный. «Старые» игроки на рынке не обязательно должны осваивать инновацию. Они могут отреагировать на ее появление повышением привлекательности и эффективности своего традиционного подхода к конкурентной борьбе. Например, компания Gillette ответила на угрозу со стороны появления одноразовых бритв (для прорывной стратегической инновации, при выходе на рынок делался акцент на другом измерении, свойстве продукта - цена и легкость использования в противовес высокому качеству бритв компании Gillette), сконцентрировав ресурсы на своем традиционном бизнесе, она стала производить одноразовые бритвы в оборонительных целях, но и создала два новых продукта - Sensor и Much. не за счет основного бизнеса компании.

2. Игнорирование инновации. Зачастую новый способ ведения бизнеса по сравнению с традиционным настолько отличен от способа ведения бизнеса старыми игроками на рынке, что он может восприниматься как совершенно другой бизнес. Хотя управленческая инновация может повлиять на отрасль, она может и не затронуть ту часть рынка, на которую нацелена деятельность компании. Она продолжает функционировать в своем бизнесе, как будто бы и не было никакого инновационного прорыва.

3. Контратака - разрушение инновации. Компании, осуществляющие прорывные инновации строят свои преимущества на новых, нетрадиционных свойствах продуктов и услуг, что становится привлекательным для новых потребителей. Возможно атаковать инновационные компании, делая акцент на все еще различных свойствах продукта. Например, в начале 1960-х гг. швейцарские компании доминировали на глобальном рынке часов благодаря мастерству швейцарской школы, точности хода механизмов. В 1970-х гг., компании Seiko и Timex вышли на рынок с дешевыми часами, изготовленными по кварцевой технологии, которые к тому же обладали дополнительными функциональными свойствами. Они не пытались достичь более высокого уровня по характеристикам продукта, на которых концентрировались старые компании (точность и качество ходового механизма), а основное внимание уделили другим свойствам продукта - цене и функциональности. Доля швейцарских компаний на глобальном рынке упала за 10 лет с 48% до 15% к 1980 г. Швейцарские компании ответили выходом на рынок часов Swatch, которые не конкурировали с часами Seiko и Timex по цене либо эксплуатационным характеристикам акцент был сделан на совсем другом свойстве - стиле.

4. Осуществление инновации, принятии прорывной инновации, взятии ее на вооружение и участие одновременно в обеих играх. Большинство компаний, которые решают заняться прорывной инновацией, для использования нового способа ведения бизнеса основывают отдельные бизнес-единицы.

5. Переключение на новый способ ведения бизнеса.

Кроме стратегических инноваций в последней редакции Руководства Осло были выделены маркетинговые инновации.

Маркетинговые инновации - внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его складировании или продвижении на рынок, или в назначении продажной цены. В дизайне или в размещении (организация помещения для продажи мебели в помещениях соответственно перестроенных и позволяющих видеть товар в соответствующем интерьере). Изменение дизайна флакона духов, новый фирменный знак.

По основным технологическим параметрам выделяются два типа инноваций - продуктовые и процессные.

Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке. Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем. Новыми продуктами считаются товары или услуги значительно отличающиеся по своим характеристикам или предназначению от товаров или услуг производимых фирмой ранее. Например, первые микропроцессоры или цифровые аппараты, новая система застежек в одежде, фотокамера в мобильнике, новый способ использования нового продукта – моющее средство в основе которого химическое соединении до этого применяемое только при нанесении покрытий, использование воздухонепроницаемых тканей в одежде, cлужба подписки на DVD c оформлением подписки через интернет, доставкой по почте и обратной отсылкой, за ежемесячную оплату.

Не являются инновациями: небольшие изменения или улучшения, сезонная модернизация, например в одежде, приспособление к требованиям одного клиента не имеющие больших отличий от стандартной продукции, изменение в дизайне не имеющее функциональных изменений либо в предназначении и технических характеристиках.

Внедрение нового продукта позволяют фирме увеличить спрос и доходы от продаж. Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. Процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности. Например – компьютеризация, автоматизация производства. Процессные инновации уменьшают затраты на производство, повышают производительность и фирма получает преимущество по стоимости продукции и больший доход.

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:

совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;

увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;

возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Производственные инновации могут быть как продуктовыми, так и процессными, управленческие - преимущественно процессные.

Наши рекомендации