Прочтите отрывок из исторического источника. 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
СТГ 2016 ВАРИАНТ 2
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) «Кровавое воскресенье»
2) «Пражская весна»
3) «Медный бунт»
2. Установите соответствие.
СОБЫТИЯ | ГОД |
А) запуск первого искусственного спутника Земли Б) принятие «Стоглава» В) стояние на реке Угре Г) «третьеиюньский переворот» | 1) 1480 г. 2) 1551 г. 3) 1775 г 4) 1907 г. 5) 1957 г. 6) 1974 г. |
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Ивана Грозного.
1) Избранная рада; 2) Земщина; 3) стрельцы; 4) патриарх всея Руси; 5) Сенат; 6) земские старосты.
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Созданные в период преобразований Петра I увеселительные собрания-балы в домах российской знати, в которых было разрешено участвовать женщинам.
5.Установите соответствие.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) | ФАКТ |
А) объединение русских земель вокруг Москвы Б) подчинение церкви государству В) реформы 1860–1870-х гг. Г) хрущёвская «оттепель» | 1) учреждение Съезда народных депутатов 2) битва на реке Сити 3) создание Монастырского приказа 4) битва на реке Шелонь 5) разоблачение культа личности И. В. Сталина 6) создание губернских и уездных земских собраний |
А | Б | В | Г |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их характеристиками:
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «…собрались боярские люди и крестьяне, к ним же пристали украинные посадские люди, стрельцы и казаки и начали по городам воевод хватать и сажать по темницам. Бояр же своих дома разоряли и имущество грабили… Старшим у них был человек князя Андрея Андреевича Телятевского Ивашка Болотников. Собрался [он] со многими людьми и пришёл под Кромы; и воеводы от Кром отошли. Слышали же бояре под Ельцом, что под Кромами возмутились, отошли от Ельца прочь и пошли все к Москве. Ратные же люди, отъехав в Москву, разъехались все по своим домам, царь же… в Москве остался с небольшим войском».
Б) «В нынешнем [году] мая в 10 день писали к нам, великому государю, з Дону атаманы и казаки Корней Яковлев с товарыщи... что они, казаки, совокупясь единомышленно во всех городках и служа нам, великому государю, ходили ис Черкаского городка под Когольник для промыслу на воров и изменников на Стеньку Разина с товарищи. И милостию всесильного господа бога... они... под Когольником воров многих побили и тово вора и изменника Стеньку Разина и ево единомышленников, которые с ним пришли в Кагальник с Царицына и на Дону к ево воровству пристали, взяли. И ево, Стеньку, привезли в Черкаской и заковали в кандалы и отдали стеречь за крепкую сторожу. А товарыщев ево единомышленников воров же в Кагальнику и в Черкаском всех побили и перевешали, а ево, вора Стеньку, послали... к Москве с атаманом с Корнеем Яковлевым…»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые в источнике события относятся к 1671 г.
2) Царём, от имени которого составлен документ, был Иван Грозный.
3) Документ описывает времена Смуты.
4) События, описываемые в документе, относятся к XVI в.
5) Царь, к правлению которого относятся описываемые события, лишился престола в результате заговора.
6) В то же царствование, к которому относятся описываемые в документе события, произошёл Соляной бунт.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Какие три из перечисленных положений характеризуют советскую экономику 1970-х гг.?
1) мировое лидерство СССР в производстве персональных компьютеров
2) разработка пятилетних планов развития народного хозяйства
3) государственный контроль за ценами
4) широкое распространение индивидуальной трудовой деятельности
5) усиление роли нефти и газа в советском экспорте
6) развитие фермерского способа хозяйствования на селе
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя список пропущенных элементов:
А) В ______________ под станцией Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.
Б) Непосредственно перед Великой Отечественной войной конструкторское бюро С.В. Ильюшина разработало новую модель ____________________.
В) В ходе Великой Отечественной войны длительную осаду выдержал советский город ___________________.
Пропущенные элементы:
1) Астрахань
2) среднего танка
3) 1941 г.
4) самолёта-штурмовика
5) Севастополь
6) 1943
А | Б | В |
9. Установите соответствие.
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А) присоединение Нижегородского княжества к Москве Б) Смута В) дворцовые перевороты Г) создание поста Президента СССР | 1) Николай Бухарин 2) Василий I 3) Михаил Горбачёв 4) Андрей Остерман 5) Василий III 6) Иван Заруцкий |
А | Б | В | Г |
10. Прочтите отрывок и напишите пропущенное название собрания, в нём упоминаемое.
«В Петрограде революция! Солдаты присоединились к рабочим. На сторону народа перешли Преображенский, Волынский, Павловский и Семёновский полки... Восстание победоносно растёт. Восставшие захватили арсенал, артиллерийское управление и выборгскую тюрьму (Кресты), из которой выпустили политических заключённых. После двух часов осады взята восставшими Петропавловская крепость. По последним известиям взорвана охранка, восставшие приближаются к департаменту полиции.
Товарищи, бросайте работу! ...Все на улицы! Все под красные знамена революции!
Наша задача – создать временное революционное правительство для созыва ___________________ собрания.
Да здравствует Революция!
Да здравствует Демократическая Республика!
Долой войну!».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные ниже данные:
Мирные договоры | Годы заключения | Страны, с которыми договор был заключён |
____________ (А) | ____________ (Б) | Иран |
Ништадтский мир | ____________ (В) | ____________ (Г) |
Ясский мир | 1791 г. | ____________ (Д) |
____________ (Е) | 1807 г. | Франция |
Пропущенные элементы:
1) Польша
2) Туркманчайский мир
3) 1856 г.
4) 1721 г.
5) Турция
6) Тильзитский мир
7) Швеция
8) 1828 г.
9) Бухарестский мир
А | Б | В | Г | Д | Е |
12. Прочтите отрывок из сообщения современника, выберите три верных суждения
«Своего апогея «война двух царей» достигла …вскоре после неудачной совместной турецко-татарской экспедиции на Астрахань. Хану нужно было не только реабилитироваться перед лицом Стамбула, подозревавшего (и не без оснований) крымского «царя» в том, что тот ведёт собственную игру. [Русский царь] по прежнему демонстрировал неуступчивость в казанском и астраханском вопросах… Более того, Москва не оставляла намерений расширить свою сферу влияния на Северном Кавказе. И хотя сам Девлет-Гирей не испытывал особого желания идти на дальнейшее обострение отношений с Москвой, он, тем не менее был вынужден это сделать. Запутавшись в клубке интриг и противоречий, Девлет-Гирей решил разрубить его одним ударом меча и в мае _________ года лично возглавил примерно 30-тысячную рать, отправившуюся в набег на московскую «украину»…
Девлет-Гирей смог обхитрить московских воевод. Он не пошёл прямо на Москву, на изготовившиеся встретить его полки [русского царя], а обошёл их с запада и устремился к Москве…
Ещё не всё было потеряно – силы были примерно равны, а укрепления московского Великого посада и Кремля были неприступны для лёгкой татарской конницы. Ничто не предвещало трагедии, но, увы, сражение, разыгравшееся под стенами столицы утром 24 мая ____________ года, закончилось поражением русских. Начавшийся вскоре на окраине столицы пожар превратил его в катастрофу, которой Москва не знала, пожалуй, с 1382-го [года]. Город был уничтожен практически полностью…»
1) Пропущенная в тексте дата – 1571 год.
2) Русский царь, упоминаемый в тексте, это Алексей Михайлович.
3) Автор отмечает, что изначально крымский хан не желал обострения конфликта с Москвой.
4) Автор отмечает, что одной из причин успеха крымского хана было многократное превосходство его армии в численности.
5) В период событий, описываемых в тексте, Русское государство одновременно вело войну на северо-западе.
6) В результате событий, описываемых в тексте, Москва была вынуждена уступить крымскому хану Астрахань.
13. Кто был правителем России в период войны, события которой обозначены на схеме?
14. Напишите (словом) век, в котором происходили отображённые на схеме военные события.
15. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2» и построенного в период войны, события которой отображены на схеме.
16. Какие три суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?
1) В этой войне главным противником России была Австрийская империя.
2) Война, события которой отображены на схеме, длилась более двадцати лет.
3) В сражении под городом, обозначенном на схеме цифрой «1», русское войско потерпело сокрушительное поражение.
4) В ходе данной войны в России было учреждено стрелецкое войско.
5) Во главе государства – главного противника России в этой войне стоял король Карл XII.
6) Итогом войны стало присоединение к России заштрихованной на схеме территории.
17. Установите соответствие
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ | ХАРАКТЕКРИСТИКА |
А) церковь Покрова в Филях Б) Зимний дворец в Петербурге В) здание Московского университета на Воробьёвых горах Г) Золотые ворота во Владимире | 1) Памятник архитектуры был построен в период политической раздробленности. 2) Памятник архитектуры посвящён событиям Отечественной войны 1812 года. 3) Памятник относится к стилю «нарышкинское барокко». 4) Памятник архитектуры был построен в XVI в. 5) Памятник относится к одной из «сталинских высоток». 6) Памятник архитектуры построен по проекту Б. Ф. Растрелли. |
А | Б | В | Г |
18. Какие два суждения о данном изображении являются верными?
1) Данная монета была выпущена в период перестройки.
2) Современником события, которому посвящена монета, был П. А. Столыпин.
3) Изображение на монете подчёркивает мирный, ненасильственный характер события.
4) Изображение на монете подчёркивает важную роль в событии матросов.
5) В год выпуска монеты в СССР была принята «Конституция развитого социализма».
19.. Укажите двух исторических деятелей, игравших важную роль в событии, которому посвящена монета, изображённая выше.
Прочтите отрывок из исторического источника.
Из воспоминаний.
«Следя во время моего пребывания в Маньчжурии за развитием в России общественного движения по получаемым московским газетам, нельзя было не усмотреть, как стремительно нарастало недовольство в общественных кругах и возбуждалось общественное настроение. Неизбежность проявления политической борьбы обусловливалась в значительной мере тем, что правительство всем своим образом действий с убедительностью доказывало, что оно неспособно понять истинное положение вещей в стране, неспособно руководить общественным движением, потеряв в стране всякий авторитет, и что власть изъявляет готовность вступать на путь необходимых реформ только исключительно под угрозой и влиянием выступлений революционного характера, направленных против существующего строя. Такая политика власти предрешила неизбежность превращения лояльного общественного движения в движение революционное.
Во время нашего 15-тидневного путешествия из Харбина в Москву, всё чаще и чаще получались московские газеты, и мы ускоренным темпом переживали отражавшиеся в них общественные настроения, проявлявшиеся во всей стране с каждым днём всё интенсивнее и в разнообразных формах. Приехав 28 сентября в Москву, мы увидели её охваченной общественным возбуждением, которое в скором времени почти во всей стране проявилось общей забастовкой и в резких резолюциях, выносимых многочисленными митингами и собраниями. Все умеренные элементы общества принуждены были стушеваться, отступить на задний план и оказались бессильными внести умиротворение в возбуждённое настроение широких и разнообразных общественных кругов.
Государственная власть была вынуждена капитулировать перед революционным движением и Манифестом 17 октября Государственной думе была предоставлена законодательная власть…»
20. К какому году относятся описываемые в тексте события? Кто был правителем России в это время? Укажите годы его царствования.
21. Как автор оценивает последствия политики власти в отношении общественной ситуации, описываемой в тексте?Как он объясняет, почему политика власти приводит к таким последствиям? Приведите не менее двух объяснений.
22. На основе исторических знаний укажите не менее трёх уступок общественным требованиям, сделанных властью в период, к которому относятся воспоминания, за исключением упомянутых в тексте.
23. В результате первых двух пятилеток СССР достиг невероятных экономических успехов. Страна стала экономически независимой, производя все виды промышленной продукции. Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Однако современные исследователи отмечают многие негативные черты установившейся тогда в СССР экономической системы. Приведите не менее трёх негативных черт созданной к середине 1930-х гг. в СССР экономической системы.
24.«В царствование Алексея Михайловича произошёл переход к абсолютизму, ничем не ограниченной царской власти».
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1505–1538 гг.;
2) 1825–1855 г.;
3) 1985–1991 гг.
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. | |
19. | |
20. |